— Когда мне сказали, что англичане предлагают мне поехать в Арктику, это показалось розыгрышем. Сначала я подумал, что мы пойдем на Северный полюс на полгода. Оказалось, все намного проще. Нас было 20 человек со всего мира. Сначала меня позвали, а когда я уже согласился, меня попросили взять Луну.
— А вы не хотели ее брать?
— Я думал, как себя туда довезти. Луна двухметровая. А чтобы добраться туда, нужно было поменять три самолета. И я придумал складную Луну из четырех частей. Я два дня собирал ее на шхуне, вовнутрь вставил светодиоды. На корабле для нее были специальные аккумуляторы, которые мы погружали на резиновую лодку вместе с Луной и высаживались ночью на берег.
— Вы не боялись медведей?
— Это совершеннейшая авантюра, потому что ночью нельзя высаживаться. Белые медведи любят охотиться ночью на моржей, морских зайцев, а люди для них — те же моржи, то есть еда. Наш гид, орнитолог Андрей Волков, стерег нас с ружьем. Например, снимали на башне, где охотники хранили моржей после охоты. И драматург Миша Дурненков тащил Луну на башню и кричал: “Я весь в жире, не могу залезть!” А наутро мы находили следы медведей там, где снимали ночью. Фотографии спокойные, но съемка была экстремальной.
— На восьмой день шхуну, как выразилась Марина Москвина, “затерло во льдах”, и корабль рисковал столкнуться с огромным ледником.
— Сначала не верилось, что нам грозит опасность. Я столько возился с Луной и не мог с ней расстаться. Но потом стало ясно, что мы сейчас налетим на скалу и единственный выход — эвакуироваться. К тому же нас окружили медведи, готовые напасть. Борт был низко, и эти двухметровые животные легко могли запрыгнуть на палубу. Но прилетел спасательный вертолет, который вызвал капитан, и спугнул медведей. Нас уже собирались эвакуировать в хижину для зимовки…
— Что вас спасло?
— Чудо! Наш опытный капитан ничего не мог сделать. В какой-то момент течение отнесло льдины, и путь освободился. Это случилось за минуту. В тот же миг, когда прилетел вертолет. И мы продолжили путешествие.
— Что же происходит с Арктикой? Что нового узнали ученые, которые были в экспедиции?
— Арктика тает — на Экваторе повышается температура. Ураган Катрина, наводнения в Европе связаны с таянием арктических льдов. В 2000 год температурная кривая совершила скачок. И с этого момента то тайфуны, то наводнения. А это московское лето, а зима? Поэтому такое беспокойство вызывает разработка арктического шельфа. Качать оттуда нефть и хлопать в ладоши — значит, губить мир. Нужно искать новые источники энергии. Нельзя подходить к Земле как к потребительской корзине. Я увидел, как обрушился кусок ледника, и понял, что где-то это обернулось катаклизмом.
— Когда публика увидит арктическую “Частную Луну”?
— 10 марта в “Крокин-галерее” откроется выставка.