— Вся ваша жизнь связана с книгой. Как, на ваш взгляд, изменился книжный рынок за прошедшие годы и как в целом изменилось отношение к книге и чтению?
— По сравнению с тем, что было десять лет назад, конечно, многое изменилось. Сегодня книга вновь стала лучшим подарком. Книги приятно дарить, они несут радость. Позитивное отношение к чтению в обществе возвращается, но это долгий процесс. К тому же из-за кризиса он затормозился, и очень важно, чтобы все программы не обрушились, не пришлось начинать все с нуля. И мне очень досадно, что до сих пор закрываются старые книжные магазины.
— Меньше ли стали читать после кризиса?
— К сожалению, покупают книги меньше. Сегодня мы видим, что к нам ежедневно приходит примерно на 10—12% покупателей меньше, чем в былые годы. Но те, кто покупал, покупают столько же. Мы обращаем особое внимание на детскую литературу. И тут, пожалуй, самый радостный вывод — продажа детской литературы упала в нашей сети меньше всего.
Другое дело, что сегодня катастрофически не хватает подростковой литературы. И почти нет книг, которые могли бы им сегодня помочь решить проблемы. Что с этим делать — сказать трудно. Я думаю, нужна поддержка детских писателей на госуровне. Нужны специальные образовательные и читательские программы для детей. Мы с болью замечаем, что тема подросткового одиночества только усугубляется с каждым годом. А программы чтения для молодежи тем временем сходят на минимальный уровень. Мы же пока не можем оценить последствия происходящего. Но уже скоро это может привести к бездуховности общества, что неизбежно для нечитающей нации.
— Каким должен стать книжный магазин будущего?
— Комфортным, в первую очередь. С максимальным уровнем сервиса для покупателя. С зонами для чтения и чая, для встреч с любимыми издателями и кулинарами... Общение — это главное, чего не хватает сегодня человеку. Когда видишь лица читателей после очередной презентации, понимаешь, что люди получили долю энергии и осознание того, что нужно делать дальше. И большие магазины должны быть, и маленькие, и специализированные, и универсальные. Главное, сделать так, чтобы это человека согревало. И чтобы книжные магазины были в шаговой доступности от покупателя. Чем больше их будет — тем лучше.
— Что вы сейчас читаете и что порекомендуете читателям “МК”?
— Сама я книги не рекомендую и редко рассказываю, что читаю. Это очень интимное дело. Пожалуй, я назову только одну, точнее — серию из трех книг Стига Ларссена, ставшего настоящим открытием этого года. Вот его я сейчас и читаю. Это редкий случай сплава всех жанров. И очень жалко, что автор так неожиданно умер и больше ничего не напишет. Ощущаешь себя сапожником без сапог. Книг много, а читать некогда. Но в отпуск без книги не уезжаю. А еще очень люблю дарить книги и выбирать, подойдет она человеку или нет. Очень радуюсь, если угадываю.