МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Бизнес-пионеры вспомнили о комсомольском опыте

На базе 9 столичных вузов создаются центры поддержки МСП

Сегодня молодежное предпринимательство России выделено в приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса. Но, как ни странно, термина “молодежное предпринимательство” нет ни в одном российском законе. Депутаты Мосгордумы и бизнесмены обсудили за “круглым столом” этот пробел и наметили новые направления поддержки молодежным компаниям.

Молодых предпринимателей считают особенно перспективными потому, что в силу своего возраста они предрасположены к риску, тянутся к знаниям, могут выдержать повышенные нервные и физические нагрузки. Но именно в этом возрасте становиться бизнесменом сложнее всего. Часто не хватает ни денег, ни элементарных знаний: как составить бизнес-план, как получить субсидию, как заработать на голой идее. Поэтому, по словам самого молодого депутата МГД Кирилла Щитова, многие люди сегодня предпочитают работать по найму или на службе у государства. “Мы проводили опрос — оказалось, что только 7% молодых людей готовы сегодня заниматься бизнесом, — говорит председатель президиума Ассоциации молодежного предпринимательства Андрей Спиридонов, — главная причина, по которой ребята не хотят идти в бизнес, — страшно”.

Тем временем в Москве в области поддержки молодежного малого и среднего предпринимательства делается немало. Сейчас в столице приступили к созданию ориентированных на молодежь центров поддержки МСП на базе вузов. По мнению первого заместителя руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Александра Карпова, они станут некими преемниками центров научно-технического творчества, действующих в Москве в 80-е годы. “Мы должны использовать накопленный опыт”, — считает Карпов. На днях департамент провел конкурс и определил первые девять вузов, в которых до конца года должны появиться такие центры. Предполагается, что к 2012 году их количество дорастет до 30. В этих структурах начинающие бизнесмены смогут получить ответы на все интересующие их вопросы, в том числе о мерах поддержки, предусмотренных в городе для МСБ. По словам Карпова, через эти центры должно пройти не менее 4,5 тыс. молодых людей, а по итогам будет создано порядка 750 малых предприятий.

— Мы прикинули экономический эффект и с уверенностью можем заявить, что расходы Москвы на молодежное предпринимательство себя оправдают, — говорит Карпов. — Тем более что как раз в августе вузы получили разрешение сдавать помещения в аренду малым и средним предприятиям.

Специальные меры поддержки молодежных предприятий в городе начали принимать около трех лет назад. Впрочем, надо отметить, что каких-то особых привилегий с точки зрения получения финансовой помощи эти предприятия не имеют — для них действуют те же субсидии и субвенции, что и для остальных малых и средних предприятий города. Главная задача столичных властей здесь — создавать условия для вовлечения молодежи в бизнес. К примеру, для молодых работают различные обучающие программы — обучение основам предпринимательства и основам управления предприятием прошли уже 6 тыс. человек. Работают власти и с совсем юными. В ряде школ Москвы прошел эксперимент: учащимся предлагали создать модель собственного бизнеса, попутно обучая их, что для этого нужно делать и куда обращаться. “По итогам эксперимента мы поняли, что многие старшеклассники серьезно думают о реализации предпринимательских проектов, готовы рискнуть и открыть свое дело”, — рассказывает Карпов.

Кроме того, Москва создала цикл обучающих передач об азах малого предпринимательства, которые транслируются в школах. Интерес к этому проекту проявили и другие регионы страны.

Ежегодно в Москве проходит городской конкурс на лучший предпринимательский проект среди молодежи, а на днях уже состоялся пятый форум молодежного предпринимательства. Неплохие результаты показал и эксперимент по созданию при РУДН первого центра поддержки молодежного предпринимательства: 640 начинающих бизнесменов получили консультации; внесено боле 500 идей и создано 13 малых молодежных предприятий.

При этом Карпов напомнил, что поддержка этой сферы выделена в федеральные приоритеты. Департамент уже обратился к мэру Москвы с предложением “кратно увеличить финансирование молодежного предпринимательства в 2011 году”. “Мы надеемся доказать, что это станет очень эффективной мерой”, — говорит Карпов

Тем временем, до сих пор ни в одном российском законе нет расшифровки терминов “молодежное предпринимательство” или “молодежный предприниматель”. При этом эти словосочетания активно упоминаются в различных постановлениях и приказах, но никто так и не знает, какие именно предприятия считать подходящими под эту классификацию. К примеру, в одном из нормативных актов упоминается, что молодежным предприятием можно считать лишь такое, руководителю которого меньше 30 лет, при этом средний возраст основных вкладчиков не должен превышать 27 лет. В то же время в Москве действует закон о молодежи, где установлено, что молодые люди — это те, кому до 30 лет.

Зачем вообще нужно определение молодежного предпринимательства? Чтобы, во-первых, подсчитать, сколько реально в столице молодежных компаний. По мнению Щитова, в Москве необходимо составить их реестр: тогда для участия в конкурсах не придется каждый раз собирать документы, доказывающие “юный возраст”. Есть и другие важные причины. Например, одно из постановлений Москвы определяет, что 70% площадей в технопарках и бизнесинкубаторах должны отдаваться молодым предпринимателям — а как определить, кто из них молодой, а кто старый.

— Есть опасность, что, если мы сформулируем понятие “молодежное предпринимательство”, ради получения преференций их начнут создавать не совсем молодые люди и управлять ими со стороны, — выразил по этому поводу сомнение депутат Игорь Протопопов.

“Наверное, Москве нет смысла поддерживать абсолютно все молодежные предприятия. Надо определить, что меры поддержки распространяются лишь на те из них, которым не больше трех лет после регистрации”, — считает член молодежной экспертной группы при мэре Алексей Галкин.

А в это время очень многие, уже не совсем молодые государственные чиновники вообще не могут понять, почему это власти должны поддерживать именно молодежное предпринимательство. “Мы часто слышим: вы что, инвалиды, у вас рук нет? Чем вообще молодежное предпринимательство отличается от старого? Может, еще и женское предпринимательство отдельно выделить?” — отметил Спиридонов.

А вот ректор Московской государственной финансовой академии г-н Забелин с этим не согласен: “Во-первых, далеко не все молодые люди хотят заниматься бизнесом. Мы вспоминали центры научно-технического творчества — а ведь они создавались общественными организациями, комсомолом. Их главная цель была в том, чтобы научить человека работать бесплатно, делать добрые дела. Ведь предпринимательство — это не обязательно способ заработка, это способ проявить себя. Поддерживать надо больных и инвалидов, а молодежь и сама прорвется”.

Выслушав все эти разнообразные мнения, депутаты Мосгордумы решили создать рабочую группу, которая займется подготовкой изменений в законодательство, касающихся введения термина “молодежное предпринимательство”.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах