Мы приехали в тихий час. Норка по имени Милан почивал в теплом “спальном мешке”, хорьки посапывали в вольерах, а куница Вишня досматривала сны на застекленном балконе. Ближе к вечеру пушистая братия пробуждается: начинается время активной жизни.
История Милана, к сожалению, типична. За считаные месяцы он сменил две приемные семьи. Парень оказался трудновоспитуемым.
— В Москве каждую осень проходит промышленная выставка, где зверофермы представляют свой живой товар: хорьков, норок, енотов, лис, — рассказывает Анна. — Одна девушка взяла там Милана, который понравился ей своим необычным окрасом. Она думала, что приобрела живую мягкую игрушку, но питомец повел себя как мачо и заставил всех жить по его правилам: хочу — справляю нужду посреди комнаты и обедаю на диване, а вы мне не указ. Если Милану перечили, он кусался. Вскоре девушка дала объявление на форуме о продаже.
Следующим хозяином Милана стал молодой мужчина. Его честно предупреждали, что норка — серьезное животное. “У меня жил стаффордширский терьер, я справлюсь”, — уверял он. Через полтора месяца Милану уже подыскивали новых хозяев.
КРЫСИНАЯ ВОЗНЯ
<p><strong>Кому мешают кошки?</strong></p> <p>Давно замечено: где живут мурки, там грызунам делать нечего. В элитном Крылатском подвальные кошки сытые и ухоженные на зависть. В плошках всегда свежий корм и чистая вода. На заботу мурлыки отвечают верной службой.</p> <p>Но идиллия регулярно превращается в трагедию. В преддверии зимы коммунальщики в лице управляющей компании “Стройлюкс” объявили кошкам войну. С упорством, достойным лучшего применения, заваривают продухи, замуровывая кошек заживо. Из подвалов доносится жалобный писк. Люди, годами ухаживающие за живностью, плачут и пьют валидол, а потом, вооружившись ломами, идут спасать своих подопечных. Другого выхода нет.</p> <p>Инициативная группа жителей Северного Крылатского пишет письма в Мосгордуму и префектуру Западного округа, обрывает телефоны “Стройлюкса” — ничего не помогает. Последняя фишка — дворникам дано указание выловить кошек и увезти.</p> <p>Мои неоднократные попытки дозвониться в компанию не увенчались успехом. “Вышел”, “уехала” — похоже, ни исполнительный директор Алексей Бубнов, ни его зам по эксплуатации Елена Майорова не слишком хотят общаться с прессой. Вразумительный ответ удалось получить только от начальника орготдела управы “Крылатское” Артема Окина. “Если в подвале живут кошки, один продух в доме должен быть обязательно открыт”, — сказал чиновник, руководствуясь рекомендательным письмом департамента ЖКХ.</p> <p>На самом деле замуровывание кошачьего поголовья не что иное, как жестокость, потому что оставленные без еды и питья животные обречены на мучительную гибель. А крысы только этого и ждут.</p> <p style="text-align: right;"></p>— Норки очень тяжело приручаются, — говорит Анна. — У этих зверей разные окрасы, они безумно красивы, поэтому многим людям хочется иметь такое чудо в квартире. Но норок никогда не держали дома. Их всегда разводили ради меха. Как любое дикое животное норка боится рук. Если она доверяет хозяину, а это доверие еще надо заслужить, может сесть к нему на колени, поиграть, но даже попытка погладить вызовет у зверька страх и включит агрессию в качестве защитного механизма. В отличие от хорьков, которые могут “прострочить” человеку ладонь, норки бьют зубами, и чаще всего до крови.
Норка привыкает только к одному человеку в семье. Остальные для нее чужие, и реакция на них будет соответствующая. Поэтому семье с ребенком норку заводить категорически нельзя. Будет трагедия. Люди не слушают, а через полгода не знают, куда деть зверька. Похожие случаи еще чаще происходят с соболями, которых покупают в качестве экзотической невидали. После того как в Интернете появилось видео из Хабаровска, где маленькие соболята нежничали с человеком, начался бум на лесных красавцев.
— Соболей очень сложно приручить. Они отличаются очень неустойчивой психикой, — считает Анна. — Малейший стресс сказывается на их здоровье. Они выщипывают себе шерсть, могут даже причинить себе увечья, вплоть до смерти. Но самые большие проблемы начинаются, когда соболь вступает в период полового созревания.
Трогательное существо превращается в серьезного и агрессивного зверя и сразу становится ненужным. Это касается не только соболей, но и других лесных жителей. Соболи и куницы метят свои владения. Только в отличие от норок и хорьков они могут пометить и человека, да так, что тот почувствует теплый ручеек на голове.
Анна хорошо знает семейство куньих, она руководитель племенного центра “Город фреток” и около десяти лет занимается хорьками, но даже для нее Милан оказался крепким орешком.
— Я норок не люблю, но его пожалела, — признается она. — Два года тщетно пыталась найти ему хозяина. Милан так и не стал ручным. Сначала сидел под шкафом в углу как сыч и отвоевывал себе территорию. Я сразу дала ему понять, что хорьков трогать нельзя.
Он это признал, но долгое время сооружал “пограничный столб” из какашек, что означало на его языке: “Здесь я живу!” Кто нарушал, получал от него зуботычины. До меня не сразу дошло, что таким способом он помечает территорию, а хори поняли: резко тормозили на границе! В этом году Милан изменился. Он пошел на контакт, начал просить еду, а весной решил стать нянькой для маленьких хорят. Затаскивал их в свою норку и защищал от всех.
Пока мы наблюдали за маневрами Милана, на балконе проснулась куница по кличке Вишня. Прошлась, как модель на подиуме, демонстрируя роскошный хвост. Осмелев, понюхала гостей, забралась любопытной мордочкой в сумку фотографа.
— Если норку с большой натяжкой еще можно назвать домашним животным, то куницу никогда, — остужает наш восторг Анна. — Вишню нашли в лесу и взяли домой, приняв ошибочно за хорька. Когда фото маленькой кунички появилось на форуме, мы попытались уговорить ее хозяина вернуть детеныша на волю — бесполезно! А через две недели появилось объявление: “Продается щенок лесной куницы. Цена — 10 тысяч”. Зная мое увлечение семейством куньих, друзья подарили мне ее на день рождения. Куница сказочно красива. Так хочется взять в руки это меховое чудо, погладить спинку, но Вишня не терпит панибратства. Изредка, когда они с Анной только вдвоем, куница позволяет себя потискать. Минуты две, не больше! Но если что-то не по ней, может и цапнуть. Тридцать восемь острых зубов — не шутка!
— Вишенка любит мясо. Если кормить куницу пельменями, она долго не проживет. Когда наступает весна, куница переходит на вегетарианскую пищу. Но если ее соплеменницы с удовольствием лакомятся любыми ягодами, то моя — жуткая сластена. И земляника, и черника для нее слишком кислые. Персики ест только плоские. Обожает изюм, курагу, арбуз, дыню.
В природе куницы живут на деревьях. Они очень активные и подвижные. Поэтому их нельзя держать в клетке. В квартире Вишенка дает выход энергии. Любимое развлечение — оттолкнуться и прыгнуть на стену. В качестве трамплина используются любые подручные средства: и картины, и керамика. Забраться по шторе на карниз — обычное дело!
— Она научила меня терпению, — признается Анна. — Я понимаю людей без слов и стремлюсь разрешать конфликты мирным путем. Вишня беспрекословно слушается, если с ней говорить строгим тоном. Но грозный окрик — крайнее средство. Наказывать этого зверя нельзя. Мы давно нашли общий язык. Куница — любопытное животное, поэтому ей обязательно надо попробовать мою еду: а вдруг это вкусно? Даю ей маленький кусочек, и она довольна. Если не угостить, Вишня все равно найдет способ залезть в тарелку, стащить кусок курицы и заныкать. У нас с ней договоренность. Если ей что-то надо, она аккуратно кусает меня за палец и смотрит. Не реагирую — укус будет более чувствительный.
Когда Вишенка голодна, она ведет свою хозяйку на кухню. Подходит к холодильнику, садится и смотрит блестящими бусинками глаз. Недавно куница утащила куриное яйцо из неплотно закрытого холодильника. “Ну что это такое!” — мягко пожурила Аня. Вишня отдала трофей и тут же получила его на блюдечке.
Лесная хищница очень чистоплотна. Сама научилась ходить в туалет. На тряпочку, на газету. Даже пользовалась унитазом, скопировав поведение человека.
— Самое сложное с дикими животными — это визит к ветеринару, — признается Анна. — И у куниц, и у соболей очень подвижные суставы, а лапы сильные и длинные. При попытке взять зверя в руки начинают работать все 4 лапы и 38 зубов! Когда надо было кастрировать Милана (гонные норки источают невыносимый запах), пришлось отлавливать его 15 минут, вооружившись горнолыжными перчатками.
Когда мы собрались уходить, переполох в пансионе закончился. Вишня отправилась на балкон, Милан забрался в свое убежище, и только хорьки доверчиво тянулись с прощальным поцелуем.