ЗАСЛАННЫЙ КАЗАЧОК
Алексей признается: столь плотного графика у него еще не было. По завершении клубного сезона он получил свой первый вызов в национальную сборную и отправился с дружиной Блатта на чемпионат мира. Не успели отгреметь баталии в Турции, как Жуканенко уже присоединился к партнерам по «Динамо» – готовиться к чемпионату России и Кубку Европы.
– Ближайший отдых, похоже, выпадет лишь на новогодние праздники, – в голосе динамовца все-таки проскальзывает нотка грусти.
– С казанским УНИКСом вы совсем недавно завоевывали медали чемпионата страны. С «Динамо» это будет сделать сложнее…
– Клуб сейчас переживает непростые времена. Однако в прошлом сезоне мы остановились в шаге от «бронзы» – проиграли пятый, решающий матч УНИКСу. Та серия получилась очень зрелищной. Для меня она к тому же стала и символичной – играл ведь против бывших одноклубников. Перед матчем рассказывал тренеру про комбинации казанцев, выдавал секреты (улыбается).
– В «Динамо» собрался самый молодой коллектив лиги. В команде на данный момент всего два игрока старше 24 лет. Вас уже можно считать ветераном.
– «Старичком» называть меня еще, конечно, рано. Хотя чувствую, что в наступающем сезоне на меня будет возложена двойная ответственность. Мало играть, как умею, нужно проявлять еще и лидерские качества, больше помогать партнерам. У нас в команде есть свой «батька» – Дима Домани, он наш лидер, лицо «Динамо».
ТРОЯНСКИЕ ГРЕКИ
– Седьмое место на чемпионате мира – потолок сборной?
– С тем составом, что у нас был в Турции, мы показали хороший баскетбол, могли войти в пятерку. С Кириленко, Хряпой и Холденом были бы, конечно, совсем другие перспективы.
<p><strong>Алексей ЖУКАНЕНКО</strong></p><br /> <p>Родился 18 мая 1986 года. Центровой «Динамо» и сборной России по баскетболу. Серебряный (2007) и бронзовый (2009) призер чемпионатов России, обладатель Кубка России (2009), серебряный призер универсиады (2009).</p>– Много разговоров ходило вокруг последнего матча в группе против сборной Греции. Уступи вы ей тогда, не попали бы на будущих чемпионов американцев. Может, все-таки стоило проиграть?
– В ситуации выбора между результатом и честной игрой я оказался впервые. Что скрывать, мысли сдать матч у нас, конечно, возникали, но всей командой решили, что выйдем на площадку только за победой. А вот греки посчитали иначе. Они играли с нами без особого желания, не так рьяно боролись за мяч, как обычно. Но в итоге и поплатились за это, проиграв испанцам в первом же матче плей-офф.
– Не секрет, что в победу России над США верили единицы…
– Три четверти с американцами мы играли на равных и даже превосходили их в ряде компонентов. Американцы победили за счет своей коронной «физики» – банально перебегали и перепрыгали нас. Со сборной США наши пути пересекались и раньше. В прошлом году на универсиаде в Белграде мы одолели их в полуфинале. Ту победу с минимальной разницей в счете запомню на всю жизнь. Мы столько сил и эмоций оставили тогда на площадке, что на финал с сербами вышли выжатые, как лимоны.
БАЛОВЕНЬ КОМАНДЫ
– Слышала, что ваш кумир – звезда НБА Кевин Гарнетт. Насколько вы с ним похожи?
– В детстве я подражал ему. Что-то «гарнеттовское» во мне точно есть: получая мяч под кольцом, пытаюсь бросить с разворота, стараюсь использовать прыжок, как и он.
– Гарнетт – один из самых эмоциональных игроков НБА. Вам это свойственно?
– Мне всегда нравилось это качество Кевина. Эмоциями он заводит себя и партнеров. В России такая импульсивность не в чести. Я сам никогда не буду кричать, швыряться мячами, биться головой об кольцо. Но на площадке я все же эмоциональнее и агрессивнее, чем в жизни.
– Когда в последний раз плакали, помните?
– Бывают в жизни моменты, когда с трудом сдерживаю слезы. А плакал по-настоящему после просмотра фильма «Хардбол» с Киану Ривзом в главной роли. Это драма про трудных афроамериканских детей, играющих в бейсбол. Посмотри я его сейчас, уверен, заплакал бы вновь.
– Имея родителей-баскетболистов, сложно не пойти по их стопам?
– Начинал я вовсе не с баскетбола. В детстве серьезно занимался футболом, ходил в спортивную школу родной Алма-Аты. На оранжевый мяч переключился лишь в 14 лет, когда уже вымахал прилично. Большую часть времени я проводил на сборах с мамой. Не каждый ребенок получает столько внимания, сколько получал я. Когда мама тренировалась, со мной сидели тренеры. Баловали меня всей командой. Отец Юрий Жуканенко поиграл во многих командах страны, становился чемпионом СССР, выигрывал молодежное первенство Европы и не раз привлекался в первую сборную. Правда, на чемпионате мира ему сыграть так и не удалось.
– В Россию вы переехали в 16 лет. Что-то казахское в вас осталось?
– Акцент. Мне часто говорят, что по говору я точно не местный. До сих пор очень люблю азиатскую кухню. Сам могу приготовить плов. Так-то кухней заведует жена.
– Кто самый высокий у вас в семье?
– Я. Отец ниже на десять сантиметров. Но у меня растет конкурент. Младший брат Влад сейчас занимается баскетболом в Казахстане. С такими генами он точно будет не маленьким. В детстве я рос стремительно, даже думал, что буду значительно выше, чем сейчас с моими 210 сантиметрами. Мне всегда хотелось быть ниже сантиметров на пять. Кажется, что разница не большая, но это заметно сказывается на координации и скорости.
– Сложностей в обыденной жизни из-за роста не возникало?
– В школе дразнили, обзывали шпалой, шлангом. Но в центре внимания оказывался не только из-за роста. Я посещал кучу разных кружков: рисование, лепка, дизайн, танцы. Участвовал во всех школьных праздниках. Сейчас от того активного ребенка почти ничего не осталось. Все силы и время трачу на баскетбол.