МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Агрессия металла

ГАИ не способна остановить новый виток аварийности в стране

На фоне страшных аварий последних месяцев, число жертв которых подчас исчислялось десятками, издевкой выглядели ежемесячные, ежеквартальные и полугодовые отчеты ГАИ о непрекращающемся снижении числа ДТП в стране и погибших-раненых в них людей. И дело даже не в том, что бравурная милицейская статистика у многих экспертов вызывает, мягко говоря, недоверие. Беда в другом. Даже если количество дорожных ЧП действительно пока идет на убыль, то такими темпами, которые очень скоро сменят знак минус на плюс. Почему темпы снижения аварийности в стране страшно замедлились, разбирался “МК”.
Фото: Кирилл Искольдский

А в том, что они как минимум замедлились, свидетельствуют даже приукрашенные гаишные цифры. Скажем, за семь месяцев этого года в стране случилось 107 923 аварии. На 2,7% меньше, чем в году прошлом. Однако в 2009-м снижение числа ДТП к тому же периоду 2008-го было куда весомее — 6,8%. Точно так же обстоят дела и с погибшими, и с ранеными. В 2009-м снижение по этим показателям составило -12% и -5,1% соответственно. А в этом году, по сравнению с прошлым, просто беда: -10,6 и -2,2.


В ночь на 23 августа на федеральной трассе “Дон” столкнулись грузовик и рейсовый автобус. Автобус вылетел на полосу встречного движения, где врезался в еще один грузовик. В результате аварии пострадали 15 человек.


А с детским дорожным травматизмом вообще дело швах! За указанный период число аварий с участием цветов жизни вырос на 2 процента, хотя до этого шло чуть ли не десятипроцентное снижение этого страшного показателя.


10 сентября пьяный водитель сбил насмерть двух 12-летних школьниц в поселке Эльбан Хабаровского края. От полученных травм девочки скончались.


То есть все говорит о том, что российский автовладелец, оправившись от шока драконовских наказаний, сегодня вновь предпочитает ездить агрессивно, игнорируя ПДД и чужие жизни. И то, что ситуация довольно критическая, не отрицают даже высокопоставленные сотрудники ГИБДД:


— Сегодня необратимых процессов с устойчивой тенденцией к снижению аварийности, увы, не наблюдается, — дипломатично характеризует ситуацию начальник УГИБДД ГУВД Московской области Сергей СЕРГЕЕВ. — И тому есть вполне объективные причины, среди которых главная — продолжающийся рост автопарка на фоне нехватки и неудовлетворительного состояния улично-дорожной сети. А вроде бы высокие штрафы бодро съедает инфляция, и потеря даже пяти тысяч рублей за пренебрежение ПДД уже не кажется среднестатистическому автовладельцу большой бедой…


И если не брать в расчет особенности национального менталитета, с удовольствием подтверждающего известный тезис о том, что строгость российских законов легко и с лихвой компенсируется их всеобщим неисполнением, то генерал, безусловно, прав. И извечная российская дорожная проблема, безусловно, провоцирует рост ДТП. Например, Москва, согласно последним исследованиям, занимает четвертое место в мире среди гигантских мегаполисов по затрудненности движения. При этом у нас самые гигантские пробки и, как следствие, одни из самых агрессивных водителей (по последним показателям впереди только Китай). Невозможность точно рассчитать время поездки на работу, переговоры, в аэропорт, да и просто в театр заставляют наших водителей нарушать, гнать, подрезать. Растет уровень стресса и раздражения, да так, что сосед по потоку, группа людей на тротуаре, пешеход на “зебре”, мешающие лихо проскочить, сэкономив секунду-другую, становятся настоящими врагами. А в итоге острейшей нехватки улиц, развязок, трасс, магистралей — смятые багажники и крылья, убитые и покалеченные люди. Но если учесть, что дорожное хозяйство нам вроде бы пообещали привести в порядок лет через десять, можно с полным основанием утверждать, что в ближайшие годы страну ждет резкий всплеск аварийности.


15 сентября в Кызыле (столица Тувы) “ВАЗ-2109” сбил четырех учителей, переходивших улицу по пешеходному переходу. Женщины погибли на месте ДТП.


— Число ДТП у нас примерно в 1,5 раза превышает общую численность транспортного парка, причем в последние годы явно прослеживается тенденция повышения агрессивности в поведении водителей, — замечает по этому поводу начальник ДОБДД МВД РФ Виктор КИРЬЯНОВ.


Но есть и другая, не менее глобальная причина всеобщего шоферского пофигизма — дорожное неравенство. И речь не только о пресловутых “синих ведерках”. Неприкасаемых на дороге куда больше. Это милиционеры, следователи, прокурорские и судейские работники. Депутаты всех уровней, разномастные районные и областные начальнички. Да и просто люди при деньгах.


— При этом, — размышляет лидер Федерации автовладельцев России Сергей КАНАЕВ, — любому россиянину известно, что любой вопрос с милиционером, дознавателем, следователем можно решить через взятку. Что же касается дел дорожных, то, по нашим исследованиям, до 70% штрафов идут в инспекторский карман. То есть водитель, нарушая, отлично знает, что всегда и от всего можно откупиться — и за выезд на встречку, и за сбитых им людей. Резонансная авария на Ленинском — лучшее тому подтверждение. А там, где коррупция цветет пышным цветом, о повышении БДД говорить не приходится. Поэтому новый виток роста аварийности — явление, увы, закономерное. Бороться с ним можно только при верховенстве закона и неотвратимости наказания. Реально ли добиться этого в том обществе, в котором мы сейчас живем, где понятия выше закона?..


И ситуация выглядит просто катастрофически. По сути, у власти сегодня есть только одно оружие против нарушителей ПДД — очередное ужесточение автомобильных глав КоАП РФ. Однако до бесконечности задирать штрафы, особенно перед выборами, невозможно. И это отлично понимают и во властных структурах:


— Я всегда выступал против бездумного повышения штрафов и иных санкций против водителей и собственников транспортных средств, — говорит заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы РФ Геннадий ГУДКОВ. — К тому же уже сегодня видно, что политика ужесточения КоАП особых результатов не принесла. Решать вопрос надо строительством дорог, повышением качества подготовки претендентов на права, жесткими антикоррупционными мерами...

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах