МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Свободное плавание ради «Тайной вечери»

Обратиться в агентство или организовать поездку самостоятельно?

Чем дальше, тем больше — с каждым годом Интернет проникает во все новые сферы жизни человека. Обыденным делом становится покупка билета в сады Ватикана или миланский театр Ла Скала при помощи щелчка «мышки». И все чаще перед путешественниками встает вопрос: обратиться к профессионалам в туристическое агентство или сделать все самому — забронировать билеты, гостиницу и аренду машины? Люди уже делятся на лагеря и именуют друг друга «организованными овощами» или «искателями приключений» — в зависимости от предпочтений. «МК» попробовал разобраться в тонкостях современной организации отдыха.

Фото: Дарья Тюкова

«Агентство — это подспорье», — характеризуют свою функцию сами представители рынка туристических услуг. Они не отрицают: да, некоторых клиентов забирает Интернет. Однако говорить о выходе, пусть даже постепенном, турагентств из игры никак нельзя. Как рассказали члены Альянса туристических агентств России, если пять лет назад самостоятельно организовывать свой отдых предпочитали лишь 5% туристов, то сегодня — более 10%. В любом случае цифра эта невелика. По мнению специалистов, одна из отличительных особенностей российского менталитета — это потребность переложить на кого-то ответственность за организацию тура. И, как следствие, иметь возможность предъявить кому-то претензии, если качество полученной услуги не понравится. Действительно, именно это — ощущение агентства за спиной — и привлекает многих туристов. Но иногда в противовес этому чувству защищенности встают свобода маневра и материальная выгода.

Лично я пользовалась услугами одного и того же туристического агентства на протяжении нескольких лет — и никогда не жаловалась. Качество поездки радовало, цены умеренные, консультант толковый... В общем, кайф для лентяйки: только садись в самолет и лети, остальное за тебя сделали.

И не знала я горя до тех пор, пока не вздумала поехать в Каринтию, на юг Австрии, — место, русскими туристами не слишком освоенное. Пришла в агентство, озвучила пожелания... и услышала в ответ сумму ну совсем не радостную. Точнее сказать, запредельную. Расстроившись, побродила немного по Интернету — и в итоге забронировала отдельно авиабилет до Вены, гостиницу и даже аренду машины. И получилось это в два раза дешевле того, что предлагали мне в агентстве. Вот то-то же!

Съездила, осталась довольна... Через некоторое время, воодушевленная своим шикарным опытом, решила таким же образом — самостоятельно — забронировать испанское побережье. И наткнулась на ситуацию прямо противоположную: стоимость ночи в гостинице, которую предлагал мне Интернет, составляла едва ли не половину «пакетного» тура на неделю, который можно купить в агентстве. И где же здесь собака зарыта?

Проторенная дорожка на пляж

«К нему не зарастет народная тропа» — писал когда-то Пушкин о своем памятнике нерукотворном. В нашем случае эта фраза исчерпывающе характеризует пляжные отели в Турции, Египте, Испании или Греции — одним словом, в странах, давно и горячо любимых нашими соотечественниками. Где продавцы и официанты (не говоря уж о сотрудниках отелей!) почти что освоили русский язык, а земляков можно встретить куда чаще, чем местных жителей.

Здесь самостоятельная работа никак не может конкурировать с приобретением уже готового «пакета» в турагентстве. Как правило, стоимость путевки на двоих в теплые страны летом будет составлять примерно 1500–2000 евро — если речь идет о недельном проживании в трех-четырехзвездочном отеле со включенным питанием у моря. Прекрасная возможность сэкономить — так называемое раннее бронирование. Иногда крупные туроператоры начинают продавать летний отдых уже в феврале, и скидки на такое бронирование достигают 30–40% от стоимости тура. Или, наоборот, можно дождаться «горящего тура» и буквально через три-пять дней после оплаты улететь на пляж вдвое дешевле, чем это стоило изначально.

Причина подобной щедрости туроператоров — чартерные рейсы, которые летают в туристические «горячие точки» в летний сезон (примерно с мая по сентябрь). Особо крупные операторы выкупают под своих туристов целый самолет — поэтому не исключено, что те самые люди, которые стоят с вами рядом в очереди на регистрацию багажа, позднее поселятся в соседнем номере. Это оказывается существенно дешевле, нежели самостоятельная покупка билетов. Спору нет, регулярным рейсом можно улететь в турецкую Анталию в июле. Вопрос лишь в том, за какие деньги.

Галопом по Европам

Сложный выбор ожидает тех, кто решит провести отпуск, гуляя по европейским столицам и осматривая достопримечательности. По словам представителей крупнейших российских турагентств, именно в Европу люди чаще всего бронируют поездки самостоятельно — дело в ежедневных регулярных рейсах и огромном выборе жилья на любой вкус.

Конечно, стандартный недельный тур в любую европейскую столицу вам продадут в любом агентстве, и цена его вряд ли будет слишком кусачей. Но с таким же успехом можно самостоятельно открыть соответствующие сайты — и за те же деньги выбрать рейс и отель самим. Правда, ваша выгода здесь опять зависит от того, насколько облюбовано место предполагаемого отдыха россиянами.

К примеру, в Прагу — город, любимый нашими соотечественниками не меньше турецких пляжей, — выгоднее покупать «пакетный» тур: его цена в агентствах составляет примерно 300–400 евро на человека. А индивидуальное бронирование билетов и гостиницы обойдется вам более чем в пятьсот. Секрет опять же кроется в популярности направления: туроператоры отправляют людей в Прагу чартерными рейсами и селят в «стандартных» отелях, которые практически невозможно из-за этой популярности заказать самостоятельно (попросту не остается мест).

А вот с городами менее популярными ситуация будет иная. Романтическая поездка в Париж осенью обойдется вам примерно в 1300–1500 евро на двоих — и не важно, купите вы готовый тур или забронируете сами. Здесь цены не слишком отличаются. Зато в Вену туристам однозначно выгоднее отправляться самостоятельно: отдельная покупка авиабилета и бронь номера в отеле обойдется примерно в 400 евро на человека, в то время как крупнейшие турагентства предлагают приобрести тур за 600 евро и дороже.

Разумеется, решают все не только деньги. Один из аргументов, к которому прибегают сторонники обоих видов поездок, — экскурсии. Как правило, стандартный «пакет» уже включает в себя как минимум обзорную экскурсию по городу и посещение главных достопримечательностей. И те, кто любит слушать гида, выбирают уже готовый тур. В таком случае голова не болит о том, как попасть в музеи, — как правило, организованные экскурсии проходят через отдельную дверь, минуя длинную очередь у кассы (ведь билеты уже в руках у гида).

А те, кто не терпит никаких ограничений по времени и необходимости всюду ходить вместе с группой, — ведь ритм экскурсии не позволяет сфотографировать каждую монетку в археологическом музее! — могут прибегнуть к альтернативному варианту. Интернет предоставляет возможность онлайн-бронирования билетов в крупнейшие музеи. Если вы покупаете билет в музеи Ватикана или дворец Альгамбра в Гранаде, то получаете возможность без очереди войти внутрь в конкретное время — в то, которое указано на билете.

К тому же есть места, куда можно попасть только самостоятельно — да и то позаботившись об этом заранее. Классический пример — знаменитая фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи в Милане. Подход к ней строго ограничен, и единственный шанс полюбоваться на творение мастера — это забронировать через Интернет билеты, позволяющие 15 минут находиться в трапезной Санта-Мария-делле-Грацие. Цена — около 20 евро на человека. Подобных экскурсий группам не предлагают — об этом «МК» рассказали крупнейшие туроператоры, специализирующиеся на Италии.

Фото: Сергей Иванов

У туриста свои причуды

Прежде всего о возможности самостоятельной организации поездки на отдых обычно думают те люди, чьи пожелания в ту или иную сторону отличаются от «классических», на которые рассчитано большинство туров.

Прихоти могут касаться, например, выбора необычной гостиницы — и вовсе не тяги к «люксу». Обычно туроператоры предлагают стандартный набор крупных отелей, но ведь на них свет клином не сошелся! Самостоятельный выбор ночлега позволяет найти «изюминки» вроде крошечного пансиона в стиле кантри или успеть благодаря акции забронировать элитный отель в центре города за скромную цену. Или, к примеру, существует множество хостелов (своего рода общежитий) или гостиниц с ванной на этаже. Туроператоры вряд ли предложат вам номер «без удобств», но если наличие приватного душа для вас не принципиально, то отчего бы не сэкономить на этом?

Также есть вариант подыскать себе апартаменты с кухней, чтобы не тратиться на ежевечерние походы в ресторан, — такой вариант устроит тех, кто не прочь готовить на отдыхе. Или попросту снять частное жилье — в той же Барселоне цены на такое проживание начинаются от всего лишь 7–8 евро за сутки: за эти деньги в вашем распоряжении окажется отдельная комната со всем необходимым в одном из центральных районов города. Кстати, системы бронирования позволяют выбрать даже язык, на котором разговаривает хозяин, — нужен ли вам русскоязычный человек или вы будете общаться по-английски или даже по-испански?

Штамп в паспорте

Одна из главных причин, побуждающих россиян обращаться для организации отдыха в туристические фирмы, — необходимость оформления визы. Конечно, чаще всего в процедуре получения заветного «шенгена» нет ничего сложного, и вполне можно самостоятельно обратиться в посольство, но...

Как известно, Евросоюз — это общее пространство, но вот требования к документам для оформления визы у каждой страны ох как отличаются! Финнам подавай фотографии на светло-сером фоне, австрияки требуют переводить документы (включая справку с работы и свидетельство о браке) на английский, а то и на немецкий язык, а испанцы без устали напоминают туристам о фотографиях в электронной версии определенного размера. И ни пикселем больше! Поэтому куда более заманчивым вариантом может быть делегирование ответственности профессионалам. На скорость оформления документов это не повлияет — визовые центры, например Италии и Чехии, называют срок в пять-шесть рабочих дней вне зависимости от того, принес документы лично турист или представитель турагентства.

Фото: Андрей Яшлавский

Семь раз отмерь...

Прежде чем хвататься за соблазнительную цену, в любом случае стоит подумать о побочных расходах. Рейс с пересадкой дешевле прямого? Конечно. Но не оставите ли вы разницу в кафе в аэропорту, где будете коротать время в ожидании пересадки?

Самостоятельное бронирование гостиницы кажется выгоднее готового пакета? Да, но помните, что в этом случае вам придется потратиться еще и на такси, которое доставит вас из аэропорта и обратно, — ведь трансфера, включенного в стандартный тур, здесь не будет.

Агентство предлагает заманчивый «горящий тур»? Обратите внимание, в каком отеле предполагается проживание, — ведь может оказаться так, что необходимость добираться «на трамвае и 15 минут на метро» до центра города в итоге измотает вас физически и финансово сильнее, чем вы сэкономили на поездке.

К тому же не стоит забывать о том, что планы всегда могут неожиданно измениться. Отмена самостоятельного бронирования гостиницы вплоть до последних нескольких дней перед предполагаемым заездом будет для вас бесплатной — если в условиях не прописано иное. Да и билеты на регулярные рейсы вернуть вполне реально — каждая авиакомпания назначает собственную сумму, которую удерживает за отказ от полета (обычно это около 25 евро, если только речь не идет о специальных дешевых тарифах или билетах, купленных по акции).

А вот отказ от уже купленного в турагентстве «пакета» может повлечь за собой серьезный штраф. Как рассказала «МК» пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова, чем заманчивее изначальная стоимость тура — тем строже будут условия его возврата, и иногда турист может потерять вплоть до 70%, да еще и столкнуться с необходимостью возвращать эти деньги через суд. Ведь абсолютная выгода, как известно, встречается довольно редко.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах