Путин-хулиган и та самая крыса
Полноценных сформированных экскурсий по путинским местам до сих пор так и не существует. Турбюро в Санкт-Петербурге готовы взяться за их организацию, но только в случае, если «поступит заказ». Однако примерный план такого путешествия по городу мне все-таки расписали — кажется, исходя исключительно из материалов предвыборной книги Владимира Путина «От первого лица» 2000 года.
Как обещают гиды, их маршрут начинается от родильного дома имени Снегирева, где появился на свет президент. Безусловно, без внимания не останется и коммуналка на пятом этаже Баскова переулка, бывшая для Путина родным домом вплоть до момента его службы в КГБ.
Вот что вспоминает все в той же книге о доме своего ныне знаменитого ученика его педагог Вероника Гуревич: «Ужасное парадное у них было. Квартира коммунальная. Без всяких удобств. Ни горячей воды, ни ванной. Туалет страшенный, врезался как-то прямо в лестничную площадку. Холоднющий, жуткий. Лестница с металлическими перилами. Ходить по ней было опасно, вся в щербинах».
Некоторые экскурсоводы обещают показать и тот самый угол, в который юный Путин загнал крысу и в тот же миг понял, что такое безвыходное положение. Напомню этот рассказ самого президента: «Там, на этой лестнице, я раз и навсегда понял, что означает фраза «загнать в угол». В подъезде жили крысы. И мы с друзьями все время гоняли их палками. Один раз я увидел огромную крысу и начал преследование, пока не загнал ее в угол. Бежать ей было некуда. Тогда она развернулась и бросилась на меня. Это было неожиданно и очень страшно. Теперь уже крыса гналась за мной. Она перепрыгивала через ступеньки, соскакивала в пролеты. Правда, я все равно был быстрее и захлопнул дверь перед ее носом...»
В двух шагах от дома — школа №193 Дзержинского района, где учился маленький Володя. «Родился я в октябре, поэтому в школу пошел, когда мне было уже почти восемь лет. У нас в семейном архиве сохранилась фотография: я в школьной форме еще старого образца, серой, очень похожей на военную, стою с цветочным горшком в руках. Почему-то не с букетом, а именно с горшком», — вспоминал уже взрослый ВВП.
До шестого класса Путин учился через пень колоду. И, как он сам признавался, «пионером не был, а был хулиганом», «шпаной». В этой же школе благодаря Гуревич Путин узнал азы немецкого, и язык стал для него главным предметом на долгие годы. А в шестом классе уже подросший Владимир и его друг-тезка Борисенко записались в секцию самбо.
Обещают гиды показать и клуб борьбы ДСО «Труд» на улице Декабристов, 21, которым руководил Анатолий Рахлин, заслуженный тренер России и бывший главный тренер женской сборной России по дзюдо. Сюда ВВП пришел в 13 лет и овладел не только дзюдо, но и самбо. Продолжил он изучение боевых искусств уже на окраине Петербурга в спортзале клуба «Турбостроитель», куда перешел на новую работу его спортивный гуру Рахлин.
Портвейн и «одна история» любви
Маршрут пройдет и мимо юридического факультета ЛГУ, где учился будущий разведчик Путин. Как признавался сам президент, поступить было сложно — место престижное, конкурс большой. Курс состоял из 100 человек, и только 10 абитуриентов брали со школьной скамьи. Остальных после армии. Учился ВВП тогда хорошо, но общественной работой не занимался. Стипендии не хватало, поэтому первое время «сидел на шее у родителей», но и не гнушался подрабатывать в стройотряде — на вырубке леса под ЛЭП в Коми, ремонтом домов. На заработанные деньги (тысяча рублей, между прочим) отправился в Гагры, где в первый же день компания друзей «напилась портвейна, заела его шашлыками и стала думать, что же делать дальше».
Университет — это не только учеба, но и первые романы. Правда, по словам Путина, у него не было «ничего серьезного», кроме «одной истории». Президент про нее не распространялся, лишь сказал, что дело почти дошло до свадьбы — кольца, костюм, платье, поданное заявление в загс... но помешали «интриги». Спустя четыре года Путин женится на Людмиле Шкребневой.
Обходят стороной опасливые экскурсоводы «большой дом» на Литейном проспекте. Именно здесь, в здании управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, работал с 1975 по 1984 год будущий глава государства. «Здание и здание. Внутрь все равно не пустят. А пальцем ткнуть можно и не приближаясь», — аргументируют гиды.
В таком же формате показывают и Смольный. В 1991 году по приглашению градоначальника Северной столицы Анатолия Собчака Путин становится председателем Комитета по внешним связям мэрии. Отдел ВВП получает помещение на первом этаже исторического здания, рядом со столовой. Тогда в свою команду он приглашает специалиста по сельскому хозяйству Виктора Зубкова, филолога Игоря Сечина, физика Владимира Чурова, юриста Дмитрия Медведева, экономиста Алексея Миллера.
В августе 1996 года после поражения Анатолия Собчака на выборах Путин перебирается в Москву.
В столице, нынешнем месте проживания лидера государства, о «путинских» маршрутах никто даже и не думал. По крайне мере, как ответственно заявил Ростуризм, о таких путешествиях они не знают.
Стол резидента
Зато в Дрездене, где пять лет прожил и проработал ВВП, существует небольшой маршрут, а «президентские места» даже отмечены на туристической карте. Как делятся впечатлениями осчастливленные туристы, путешествие начинается с адреса Radebergerstraße, 101. Здесь в пятиэтажке Путины получили двухкомнатную квартиру с кладовой на третьем этаже. Рядом когда-то располагался детский сад, куда ВВП водил по утрам своих дочерей. «Сейчас на месте дошкольного учреждения детская площадка, сад закрыли», — пишет в своем жж неизвестный автор.
По его словам, будущему главе государства, а заодно и правительства до работы было рукой подать — минут десять по тихим и спокойным дорожкам Дрездена. «На улице Angelikastraße в двухэтажном белом воздушном особняке с арочными окнами он и работал. В начале ХХ века дом принадлежал знаменитому дирижеру Карлу Бёму и его семье», — добавляет блогер.
В пивной Am Thor, расположенной по соседству, ее хозяин Йоахим Лох гордо продемонстрирует туристам «стол резидента», за которым любил сиживать ВВП со своими приятелями.
«Мы регулярно ездили в маленький городишко Радеберг, там был один из лучших пивных заводов в Восточной Германии. Я брал такой баллон на три с лишним литра. Пиво в него наливаешь, потом краник нажимаешь — и пьешь как из бочки. Вот и получалось — в неделю регулярно 3,8 литра пива. И до работы два шага от дома, так что лишние калории не сбросишь», — рассказывал Путин про то время.
Галстук Ахмата Кадырова
Грозный просто пестрит портретами первого чеченского президента Ахмата Кадырова. Навскидку там можно найти порядка десяти мест, связанных с его именем. Представители местного комитета по туризму даже затруднились сказать, сколько их на самом деле.
Маршрут начинается с музея Ахмат-хаджи Кадырова, представляющего собой мемориальный комплекс, посвященный Победе в Великой Отечественной войне и, конечно, самому Кадырову. Чеченцы считают этот комплекс третьим по величине после Мамаева кургана и Поклонной горы.
«В комплексе есть отдельный блок, посвященный чеченскому религиозному и политическому деятелю. В частности, кабинет, приемная, где собраны его личные вещи, подарки, книги, фото. Есть вещи, переданные его супругой. Например, галстук, который был надет на Кадырова в последний день жизни. Из подарков интересен маленький Коран, врученный представителями Саудовской Аравии президенту, и такой же небольшой кусочек сахара в тесте, в знак хороших отношений», — рассказывает главный специалист отдела развития туризма местного комитета по туризму Элина Батаева.
Следующая точка — пресловутая мечеть «Сердце Чечни», опять же имени Кадырова — одна из самых больших в мире. Она развернулась на 5000 кв. м. В нее вмещается порядка 10 тысяч человек.
Туристы проедутся и по именному проспекту, в прошлом улице Ленина. Его торжественно открыли буквально два года назад. Завершается путешествие по Грозному посещением кадыровского парка, где экскурсанты могут погулять, попробовать национальную кухню.
Феномен Ельцина
Фигура первого президента Бориса Ельцина может вызывать противоречивые чувства. Но, как говорит директор Уральского центра имени Ельцина, доктор исторических наук Анатолий Кириллов, «каким бы он ни был, нельзя отрицать того факта, что этот человек сильно повлиял на политические процессы и историю нашей страны».
Именно Кириллов вместе со своими коллегами создал экскурсионную программу по городу, где известный политик прожил 35 лет.
Городское автобусное путешествие начинается с привокзальной площади, с памятника танкистам-добровольцам, где Борис Николаевич не раз собирал митинги и выступал перед народом в бытность его руководителем местной партийной организации. Маршрут уводит туристов в центр, по пути — остановка около одной из станций метро. Не так давно метрополитену даже хотели присвоить имя Ельцина, но предложение так и осталось нереализованным. «Будучи первым лицом области, Борис Николаевич вышел на Брежнева и договорился с ним о строительстве метро», — напоминает Анатолий Кириллов.
В 1980 году начался метрострой. Три первые станции открыли только спустя 11 лет. А сам Ельцин свое детище увидел лишь в 1996 году, уже будучи президентом страны.
После туристы прокатятся по улице имени Бориса Ельцина и доедут до Дома правительства, где работал политик.
— Увидят путешественники и Храм-на-крови, построенный на месте дома инженера Ипатьева, здания, где расстреляли семью последнего российского императора. Его снесли в годы работы Ельцина в Екатеринбурге по решению Политбюро. Он внимательно относился к этой теме. Во время возведения храма, уже будучи пенсионером, общался со строителями, — рассказывает Кириллов.
Здесь стоит напомнить, что в 1975 году Политбюро приняло решение о сносе дома. Председатель КГБ Юрий Андропов беспокоился из-за повышенного внимания иностранцев к исторической постройке. В ту пору приближался 1978 год, 110-я годовщина со дня рождения Николая II и 60-летие расстрела Романовых. Эти два события должны были привлечь острое внимание зарубежных СМИ. Поэтому Андропов обратился к руководящему органу ЦК с просьбой о ликвидации места трагедии. Предложение одобрили уже через несколько дней. А выполнил поручение как раз первый секретарь Свердловского обкома КПСС Ельцин в сентябре 1977 года.
В своей книге «Исповедь на заданную тему», вышедшей в 1989 году, Ельцин пытался оправдаться. «Вдруг я получаю пакет секретный из Политбюро — уничтожить дом Ипатьева. Сопротивляться было невозможно. И вот собрали технику и за одну ночь разрушили…» — написал он. В другом издании от 2000 года под названием «Президентский марафон» Ельцин продолжил мысль: «…В середине 70-х я воспринял это решение достаточно спокойно. Просто как хозяин города. Лишних скандалов тоже не хотел. К тому же помешать этому я не мог — решение высшего органа страны, официальное, подписанное и оформленное соответствующим образом. Не выполнить постановление Политбюро? Я, как первый секретарь обкома, даже представить себе этого не мог. Но если бы даже и ослушался — остался бы без работы. Не говоря уж про все остальное. А новый первый секретарь обкома, который бы пришел на освободившееся место, все равно выполнил бы приказ».
Любовь за колонной
Еще одна ключевая точка путешествия — бывший Уральский политехнический институт им. Кирова, переименованный в 2010 году в Уральский федеральный университет имени первого президента. Вуз стал не только альма-матер Бориса Николаевича, но и местом, где он влюбился в Наину Ельцину, в девичестве Гирину.
После окончания школы абитуриентка Гирина шла подавать документы в медицинский институт, но по дороге встретила друзей. Среди них оказался и ее будущий муж. Ребята переубедили девушку, предложив взамен политех. Так супруги стали учиться под одной крышей. Наина выбрала профессию инженера-строителя, Борис — промышленное и гражданское строительство.
«В этом же университетском здании находится и та самая знаменитая колонна, за которой молодой Борис Николаевич впервые поцеловал свою юную будущую жену. А история эта стала известна благодаря даже не Наине Иосифовне, а Хилари Клинтон», — улыбаясь, интригует профессор Кириллов.
Немногие знают, что эту интимную подробность жена первого президента рассказала своей гостье во время ее визита в Екатеринбург.
«Поцелуй был очень скромным, в щечку. Не надо забывать, что обе семьи были из старообрядцев. Они не торопились, как сегодня, — поясняет Анатолий Дмитриевич. — Поцелуй случился на третьем курсе, перед актовым залом, расположенным на третьем этаже. Там было четыре колонны, крайняя слева — это та самая».
Последняя точка путешествия — тот самый Центр имени Бориса Ельцина. На этой музейной площадке можно проследить всю судьбу первого президента: от малых лет до его смерти.
«Мы собрали множество интересных вещиц. Например, телефон Ельцина, по которому он из Свердловска общался с Брежневым. Интересно, что аппарат забрал один из служащих, тогда работавших в этой структуре. Он прослужил политику год, потом был «похищен», — с улыбкой говорит руководитель центра.
Среди экспонатов есть и уникальные пленки, которые имеются в прямом доступе для посетителей. По рассказам экскурсоводов, посетителям музея покажут кинопленку 1989 года, съемки дома Ипатьева. «На записи 1989 года голос Ельцина кажется очень живым, сочным», — поясняет Кириллов.
Осталось и множество фотографий. Как интересно подметил Кириллов, на снимках видна тенденция к тому, что руководитель всегда подбирает команду под себя. «Если начальник высокий, то и подчиненные рослые, — сказал директор центра. — А если он маленький, то и окружение тоже».
Ленинский сундук
В честь Ленина в Ульяновске названы улицы, парки, площади. Сохранены его дома, гимназия, в которой учился юный Ульянов, вещи, книги... Почти каждое экскурсионное бюро города предлагает разные экскурсии, посвященные персоне вождя.
Экскурсию, пожалуй, нужно начать не с обзорного путешествия по городу и даже не с центральной именной площади, а с небольшого, уютного деревянного флигеля, дома Прибыловской на улице Стрелецкой. Именно сюда в конце сентября 1869 года чета Ульяновых приехала после Нижнего Новгорода. А через год в семье инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова, сына бывшего крепостного крестьянина Нижегородской области, и его жены Марии Александровны, в девичестве Бланк, появился сын Владимир.
«У семьи не было денег купить свой дом, поэтому они были вынуждены его снимать. За время пребывания Ульяновых в Симбирске они сменили семь домов. В том, где родился Ленин, они прожили недолго, всего лишь год», — рассказывает заведующая домом-музеем Татьяна Брыляева.
Почему именно этот дом, находившийся рядом с тюрьмой, выбрал Илья Николаевич, точно неизвестно — по одной из версий, из-за близости к работе.
Старшая сестра Ленина, Анна, спустя годы вспоминала: «Бледные, обросшие, какие-то дикие лица глядели из-за решеток, слышалось лязганье цепей... Помню, как угнетало наши детские души это мрачное здание с его мрачными обитателями. Только увлечешься, бывало, чудным видом на Волгу, пением певчих птиц... И сейчас еще стоит перед моим взором одно худое тонкое лицо с темными глазами, жадно прильнувшее к решетке окна».
В 1877 году семья переезжает в свой собственный дом. К этому времени отец семейства делает неплохую карьеру. Чин действительного статского советника, равный по табели о рангах генеральскому званию и дававший право на потомственное дворянство, позволил приобрести свой собственный дом за 4 тысячи серебром. Деревянный, в один этаж с фасада и антресолями под крышей. А со стороны двора — «уютный сад, с ромашками, тополями, акацией и сиренью вдоль забора».
«Здесь Владимир Ильич прожил с 8 до 18 своих лет. Сохранилось много семейных вещей», — говорит Татьяна Михайловна.
В кабинете главы семьи на письменном столе можно увидеть томики Некрасова, Добролюбова, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина, журналы, рукописи. Сохранилась и обстановка столовой — традиционные обои в цветочек, самовар, большой стол и шахматы.
На втором этаже — детские. В комнате старшего брата много книг, приборы для опытов по химии, колбы, пробирки. У Владимира — железная кровать, минимум мебели и похвальные именные листы.
По словам Брыляевой, внук портнихи Нефедьевой, в свое время соседки Ульяновых, передал музейщикам несколько личных вещей семьи. Среди них сундук, на котором мог сидеть Ленин, когда собирался, например, в школу, и щипчики для сахара.
— Остался письменный прибор Ильи Николаевича — подарок учителей, чернильница, дощечка для хлеба, которую старший брат Александр собственноручно выпилил для хозяйственных нужд матери, — рассказывает заведующая музеем. — Один из ценных экспонатов — шуба отца из енота и драпа, которую Ленин носил в Шушенском.
Еще одно знаковое место — гимназия, где учился маленький Ульянов. Нужно сказать, что он не очень любил это учреждение, отзывался о нем как о «казенном», «нелюбимом» и даже «ненавистном». Однако такое отношение не мешало ему хорошо учиться и «быть первым».