Справка "МК"
<p>Акционерное общество “Болгария Эйр” является национальным перевозчиком Республики Болгария, золотую акцию в котором контролирует государство и одно из 12 предприятий национального значения. АО авиакомпания “Болгария Эйр” в своем парке использует 28 самолетов типа Airbus, Boeing, British Aerospace, ATR-42, а с 2012 года в парке ВС прибудут еще 4 самолета Embraer 190. В соответствии с межправительственным соглашением между Российской Федерацией и Республикой Болгария АО авиакомпания “Болгария Эйр” выполняет до 14 сезонных регулярных рейсов из городов Варны и Бургаса в Москву, до 7 рейсов в Санкт-Петербурге, а также регулярные рейсы между Софией и Москвой.</p>— По какой причине сложилась подобная ситуация с российскими туристами?
— Компания «Алма Тур» задолжала более 25 миллионов долларов. А мы не могли нарушить режим работы. В соответствии с законом мы имели право после рассмотрения коммерческой загрузки на определенные даты и глубины продаж и бронирования предпринять «оптимизацию», то есть часть рейсов отменить. Это практика, которая существует во всех авиакомпаниях. Иначе дальнейшая работа с Алма Тур привела бы к нарушению графика выполнения полетов не только в России, но и по всем маршрутам.
Тем не менее, нас почему-то сделали крайними, да еще назвали вымогателями! У нас был шок.
Все туристы, которые были вынуждены оставаться в аэропортах Варна и Бургас, оказались клиентами российского юридического лица «Алма Тур СПб», причем после проверки в авиационной резервационной системе и проверки соответственно выданных электронных билетов все они были с билетами только в одну сторону — на Варну или на Бургас, без забронированного либо выданного перевозочного документа обратно. Практически эти люди не имели на руках никаких билетов на поездку обратно и отсутствовали в базе данных регистрации обоих аэропортов, хотя, вероятно, они и заплатили своему туроператору в Санкт-Петербурге полную стоимость поездки туда и обратно.
Вне зависимости от всех предпринятых мер по возвращению российских туристов хотим подчеркнуть, что наша авиакомпания является коммерческой организацией, и основная ее цель — выполнять обязательства перед всеми своими клиентами.
— То есть фактически другие фирмы заплатили за «Алма Тур»? И те, кто отсутствовал в «списках», быстро сориентировался и купил своим клиентам билеты обратно?
— Можно сказать и так. Но мы имели на это полное право и ничем не нарушили соглашение. С целью своевременного вывоза людей, которые в связи с отсутствием билетов остались в Болгарии, авиакомпания предоставила специальную цену на авиаперелет в одну сторону на все свои регулярные рейсы до Москвы и Санкт-Петербурга как дополнительную меру для ускорения возврата российских туристов. Более того, понимая, что у людей нет денег и российский страховой полис не действует в данной ситуации (он начинает действовать после возврата на родину и представления документов о произведенных затратах в Болгарии), данная мера была направлена именно для максимально ускоренного решения проблемы.
Почему-то СМИ возложили всю ответственность за возникшую ситуацию на «Болгария Эйр». Но мы ответственно заявляем, что всегда выполняли свои обязательства по всем своим коммерческим договорам, в том числе с компанией «Алма Тур». Более того, с целью выполнения своих обязательств до конца авиакомпания прибегала к неоднократным компромиссам, что доказывают направленные в адрес туристической компании уведомления в июле и августе 2011 года. К сожалению, в связи с многократным невыполнением обязательств со стороны группы компаний «Алма Тур», авиакомпания была вынуждена прекратить выполнение ее программы в Болгарии, а это коснулось клиентов «Алма Тур» в России.
— Почему вы сразу не приняли меры, не прокомментировали ситуацию? Чем было вызвано ваше молчание?
— Мы сразу приняли меры, но СМИ об этом почему-то не говорили. 10 сентября по распоряжению премьер-министра Болгарии часть туристов была вывезена правительственным самолетом за счет болгарской стороны. Это были туристы с маленькими детьми.
Кроме того, после проведения консультации с болгарскими авиационными властями были предприняты дополнительные шаги для скорейшего вывоза россиян, в результате чего 14 и 23 сентября были организованы внеплановые рейсы «Болгария Эйр». На рейс 14 сентября 2011 г. по маршруту Варна — Санкт-Петербург регистрацию прошли всего 84 человека, а на рейсе 23 сентября улетело 180 туристов. Убытки в результате выполнения рейсов полностью покрываются болгарской авиакомпанией в связи с отсутствием механизма (в том числе страхового полиса), который можно было задействовать в подобной ситуации.
К тому же на встрече, которая состоялась 17 сентября между представителями Министерства транспорта Республики Болгария, Министерства экономики, энергетики и туризма, посольства Российской Федерации и компании «Алма Тур», мы официально приняли на себя обязательство в случае предоставления списка пассажиров с билетами до Санкт-Петербурга в течение двух часов в тот же самый день организовать спецрейс на самолете «Аэробус А-320» (180 кресел) или «Боинг 737» (148 кресел). Независимо от того, что на встрече велся протокол, информация относительно российских туристов в «Болгария Эйр» так и не поступила. По нашим данным, на рейс, который выполнила авиакомпания «Россия» в тот же день (17.09) и на который явились всего 128 пассажиров, только 65 из них имели прямое отношение к создавшейся ситуации с невывезенными отдыхающими.
— В этой истории пострадали ведь не только российские туристы?
— Да, были еще туристы из Финляндии, но у них четкое взаимодействие между туроператорами и страховой. Так что отпускников вывезли меньше, чем за сутки.
— Кто-то из российских туроператоров поддержал вас в этой ситуации?
— Да, те компании, которые с нами давно на рынке, отреагировали очень хорошо. Дело в том, что юридически мы не отвечаем за доставку пассажиров обратно без наличия авиабилетов. Это дело туроператоров, если поездка организованная, а не индивидуальная. Но так как раньше подобных ситуаций не возникало, мы не знали, что предпринять. Когда наши юристы почитали закон, мы увидели, что нет схемы, по которой можно действовать в данном случае. Поэтому мы и вынуждены были призвать туроператоров на помощь.
— В этой истории ваш имидж пострадал, как войдете в новый сезон? Собираетесь ли привлекать пассажиров новыми предложениями? Может, введете бесплатную перевозку лыж?
— Хорошая идея, мы подумаем над этим. В соответствии с соглашением между нашими странами «Болгария Эйр» планирует в сезоне зима 2011/12 продолжить выполнение регулярных рейсов между Болгарией и РФ. Что касается скидок, мы, конечно, рассмотрим этот вариант.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Представитель Минтранса
— Мы давно готовим документ, регламентирующий допуск авиакомпаний к выполнению международных полетов, — говорит сотрудница отдела общественных связей. — Для старых чартерных программ сохраняется условие их согласования с назначенными перевозчиками. А вот чтобы заявиться на новом регулярном маршруте, перевозчик не должен иметь долгов перед государством, топливными комплексами и за аэронавигационные услуги. Но главное — авиакомпания не должна за сезон допустить более 7% задержек рейсов на два часа и дольше.
— Но многие считают, что избежать задержек нереально. Что касается финансовых критериев, то им не соответствуют, если верить той же Росавиации, более 20 компаний.
— Избежать задержек можно, смотря какая причина. Одно дело — нелетная погода, другое — вина самого перевозчика. Каждый случай будем рассматривать отдельно. Мы постепенно приходим к международным нормам. Заседание пройдет в первых числах октября, там будут и представители авиакомпаний. Думаю, мы найдем консенсус.
— На днях стало известно, что авиакомпании «Кавминводы» запретили полеты. Кто вывезет ее туристов из других стран, той же Болгарии?
— Запрет на полеты «Кавминводам» вызван со слиянием двух компаний, так что туристы не пострадают, их вывезут домой другими рейсами, у нас уже есть договоренность с «Аэрофлотом».
Владимир КАНТОРОВИЧ
(первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР)
— Некоторые эксперты считают, что контроль за соблюдением графика вылетов невозможен, да и Росавиация не будет разбираться в причинах, а значит, нас ждет сокращение числа перевозчиков, монополия и, как следствие, — рост цен на билеты.
— Документ и сама инициатива очень хорошие. Лучше поздно, чем никогда. Я против задержек рейсов. Да и не должны летать авиакомпании с долгами.
В принципе хорошо, когда российских туристов возят российские же авиакомпании. Контролировать задержки рейсов довольно легко и выяснить их причину — тоже. Но не стоит выплескивать вместе с водой ребенка и идти по принципу «хотели как лучше». У нас так много иностранных авиакомпаний на рынке потому, что не хватает своих самолетов. В России новые самолеты не делают, приходится покупать их за рубежом. А это дорого, ведь пошлины на них огромные. Конечно, авиакомпании берут кредиты, залезают в долги. И туристы от этого тоже страдают, ведь чем дороже самолет, тем дороже билет на него.
Вот если бы авиавласти отменили пошлины лет на 5–7 и дали время обновить авиапарки, обучить летчиков, тогда билеты стали бы дешевле и безопасность туристов была бы соблюдена.
Для того чтобы документ принес только пользу, нужно согласовать его с бизнес-сообществом. К тому же надо четко понять цель этого документа: безопасность это полетов или забота о туристах, которые и так не имеют возможности выезжать за границу (только 5% россиян могут позволить себе отпуск за рубежом).
При наших условиях, погодных и технических, при нашей специфике — огромных территориях — у авиакомпаний и без того много сложностей.
А вот если новый документ всего лишь поможет избавиться на рынке от конкурентов и не даст развиваться другим, это плохо для всех. Тогда и билеты будут дорогими, и самолеты так и останутся старыми.