Снаружи фасад Музейного квартала ничем не отличается от общего облика Вены — классического, пышного, с конными экипажами для туристов и зазывалами в париках и камзолах. Но внутри все по-другому: века минувшие здесь уступают место самым последним веяниям прогрессивного искусства. Здания здешних музеев построены и оформлены наиновейшим образом, и увидеть в них можно все самое безумное, эпатирующее, провокационное, что создавали художники в течение двух последних веков. В первую очередь это собрания произведений главных объектов гордости австрийцев — утонченного модерниста Густава Климта, яркого орнаменталиста Коломана Мозера, истерично-эротичного экспрессиониста Эгона Шиле. А далее — что душе угодно: сюрреализм, абстракционизм, минимализм, концептуализм, авангардизм и все прочие всевозможные «измы».
Однако демонстрацией коллекций смысл Музейного квартала не исчерпывается. Общая атмосфера этого места более всего напоминает безумные перфомансы 70-х, соединяющие сразу несколько видов искусств — изобразительное, театральное, музыкальное. Вот одна из тех «авеню», где творят художники, каждый в собственном закутке, похожем на классическую, заваленную всяким хламом мастерскую. Кто-то из них колдует с музыкальными записями, кто-то изучает видеоигры, кто-то компонует некий коллаж из газетных вырезок, автомобильных номеров и старых лопат. Важно, что все это происходит на ваших глазах и, по идее, может дать мощный толчок вашему собственному креативу.
В Музейном квартале вспоминается давняя знаменитая миниатюра Аркадия Райкина: «В греческом зале, в греческом зале!» Вот только здесь желающие наслаждаться искусством под пивко с закусочкой не встретят осуждения. Да, венцы признают, что душа и тело едины и получать удовольствия должны одновременно. Поэтому Музейный квартал буквально напичкан кафешками, барами, магазинчиками. Заботе о телесном благополучии способствуют и разноцветные пластиковые штуковины сложной формы, разбросанные по всему двору и напоминающие детали огромного конструктора. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это лавочки для отдыха, на которых можно и посидеть, и полежать, и пообниматься, и поспать. Поэтому многие венцы приходят в Музейный квартал сначала как в парк отдыха: выпить, перекусить, поваляться на лавочках в тени у фонтана, а уж потом, наскучив банальным времяпровождением, идут пообщаться с искусством.
По сравнению с большинством музеев мира венский Музейный квартал — сущее дитя. Этим летом он отметил свое 10-летие. Несмотря на скромную дату, отмечалось это событие весьма масштабно: среди участников праздничного вечера были замечены и министр культуры Клаудиа Шмид, и президент Австрии Хайнц Фишер.