Ситуация, сложившаяся в Москве, очевиднейшим образом показала, что реально на диагностические линии не заезжала и половина автовладельцев, покупая талоны (до недавнего времени это обходилось гражданам в 3000 рублей, сегодня — в сумму от 4500 до 10 000 “деревянных”, при очень скудном предложении). Оценив масштабы профанации контроля за техсостоянием, Медведев и предложил “или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан”.
С “вообще отменить” — все понятно. А вот фраза “сделать беспроблемным” вызывает большие сомнения. И тут нелишним будет вспомнить еще год назад зависший в первом чтении законопроект “Об обязательном техосмотре транспортных средств в РФ”. Этот документ предполагал вывести процедуру из зоны влияния МВД (о чем вновь заявляет Медведев, забывая, что в законе “О полиции” это уже сделано) и передать его в том числе автодилерам. Тогда президент высказался с резкой критикой документа: “Совмещение видов деятельности может повлечь необъективность оценки технического состояния транспортного средства вследствие возникновения заинтересованности собственников центров”. В общем, о законопроекте забыли.
Хотя логичнее всего, сходится во мнении большинство опрошенных “МК” экспертов, вообще отказаться от процедуры ГТО, как практически не влияющей на безопасность движения.
— Официальной статистики аварий, случившихся по причине неисправности транспортных средств, у нас не ведется, — говорит президент “Движения автомобилистов России” Виктор ПОХМЕЛКИН. — Но, по некоторым данным, эта цифра не превышает 3—4 процентов. Сколько машин, попавших в эти проценты, проходили ГТО — неизвестно. Поэтому от подобной практики мы можем отказаться совершенно безболезненно, оставив ГТО только для пассажирского транспорта и тяжелых грузовиков, участвующих в международном движении. Что, кстати сказать, предусматривает подписанное Россией в 1997 году с 28 странами соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров. Для частного легкового транспорта в документе приведены лишь нормы рекомендательного характера...
Если же говорить о мировой практике, то она весьма разнообразна. В большинстве штатов Америки техосмотра в нашем понимании не существует. В Европе его проводят либо автодилеры, либо общественные структуры типа немецкого ADAC. Но в любом случае правоохранительные органы к процедуре не имеют никакого отношения. К тому же любой заграничный автовладелец знает, что, попав в аварию из-за той или иной неисправности, он будет иметь колоссальные проблемы со страховой компанией, исчисляемые суммами со множеством нулей.
Талон ТО не подорожает
Столичным чиновникам старого созыва становится все опаснее уезжать в отпуск. Очередным “невозвращенцем” вчера стал глава ГУПа, отвечающего за организацию техосмотра в столице, Игорь Климаков. Сергея Собянина возмутило, что г-н Климаков позволил себе отдыхать, когда вся страна, включая президента, озабочена проблемой инструментального контроля.
В среду на сайте столичного Департамента транспорта появился проект постановления, предлагающий с 1 июля 2011 увеличить стоимость техосмотра в Москве на 35%. Необходимость подорожания в пояснительной записке к документу объяснялась ростом потребительских цен. На традиционной пятничной “оперативке” Сергей Собянин заявил, что Москва не будет поднимать цены на техосмотр, и попросил выступить гендиректора ГУПа “Московская городская служба технического контроля” (МГСТК) Игоря Климакова.
“Где начальник ГУПа, который занимается техосмотром, здесь или нет?” — весьма недружелюбно спросил мэр. И сам себе ответил: “Насколько я знаю, он в отпуске находится. Самое время отдыхать. Может оттуда не возвращаться”. “Замените начальника ГУПа, назначьте нового”, — потребовал Собянин.
Один из участников совещания в мэрии рассказал “МК”, что решение об увольнении Климакова мэр принял еще накануне, поэтому того и не было в зале. “Когда проблему обсуждает вся страна, никто просто так в отпуске не отсиживается”, — уверяет собеседник газеты.
От повышения стоимости техосмотра отказались, основываясь на отрицательном заключении Департамента экономической политики, рассчитывающего справедливость всех городских тарифов. В первом квартале инфляция в Москве составила всего 3,6%, поэтому 35%-ный рост платежей сочли необоснованным.
Вместо повышения расценок Сергей Собянин распорядился увеличить количество пунктов техосмотра, которых сейчас в мегаполисе 75. “У нас некоторые коллеги считают, что этого достаточно. Но, постояв в очередях, мы понимаем, достаточно или нет”, — раздраженно произнес мэр. И продолжил совсем уж грозным голосом: “Устроили там кормушку, дефицит, поголовно взятки берут. Считаю, что ситуация там ненормальная”.