В минувшие выходные в одном из самых крупных магазинов японских продуктов был настоящий аврал. Очередь из любителей приготовить суши и сашими в домашних условиях тянулась через весь торговый зал.
— За все время работы у нас в эти дни была самая большая выручка, — признается кассир магазина. — Мы едва успевали выставлять товар на полки: все сметали за несколько часов. Люди набирали десятки упаковок мисо-супа и водорослей, брали чай и творог тофу.
Руководство магазина уверено: клиенты волнуются не зря. Ведь сбой в поставке продукции действительно не за горами.
— Пока что товаров на складе у нас хватит недели на три. Плюс к этому сейчас идет контейнер, который мы заказали еще до трагедии, — он абсолютно “чистый”. Но сбой в поставках скорее всего будет, — объясняет первый зам генерального директора магазина Валерий Андреев. — Многие заводы, на которых производили водоросли или рыбу, просто перестали существовать или же были закрыты из-за радиоактивной опасности. Вот, к примеру, филе сайры, используемое для приготовления роллов, — Валерий Викторович достает из холодильника упаковку с аккуратно разложенными кусочками рыбы. — Ее производили на заводе в префектуре Мияги — сейчас это предприятие разрушено землетрясением. Поэтому скорее всего некоторые товары нам придется заменить на китайские аналоги. Правда, уже давно производство ряда продукции вынесено за пределы Японии. К примеру, соевый соус изготавливают в Голландии. Поэтому особенно волноваться не стоит.
А вот шокирующие сообщения о зараженных продуктах (напомним, по данным ВОЗ, в молоке, шпинате и воде из префектуры Фукусима радиационные нормы превышены в 12 раз) столичных любителей суши особо не волнуют. За выходные всего несколько покупателей поинтересовались, когда товар был произведен и в каких префектурах Японии.
— Сейчас на полках лежит привезенная еще до катастрофы продукция. Документы мы можем показать любому покупателю, — уверяет Андреев. — Но вполне возможно, что Япония прекратит экспорт ряда продукции. Сейчас мы формируем заказ и уверены, что если его нам привезут, то с качеством там все будет в порядке. С дозиметрами проверять партию мы не будем — понадеемся на компетентные органы как с японской, так и с российской стороны.
Между тем крупные оптовые поставщики деликатесов, напротив, уверяют, что коллапс в суши-индустрии россиянам не грозит. Ведь почти все “японские” рестораны используют китайские ингредиенты.
— Реальный процент японской продукции в суши-барах составляет в лучшем случае 25 процентов от общего числа, — делится наблюдениями гендиректор крупной оптовой фирмы, занимающейся поставками продукции для суши-баров, Алексей Головченко. — Остальные товары поступают к нам на стол из Таиланда, Сингапура и Китая. Связано это, конечно же, с чрезвычайно высокой ценой на продукцию из Страны восходящего солнца. К примеру, рис уже давно никто не покупает в Японии. Имбирь, васаби — все это давно уже производится в Китае. Правда, иногда замена продуктов из Японии на более дешевые аналоги проходит с потерей качества. Взять, к примеру, пасту-мисо: японцы готовили ее на протяжении нескольких столетий. И, естественно, по вкусу она сильно будет отличаться от произведенной в других странах.
А вот на небольших розничных интернет-магазинчиках, пользующихся популярностью у любителей hand-made суши, японская трагедия отразилась уже сейчас. По словам продавцов, оптовики едва ли не сразу взвинтили цены.
— Процентов на 15 повысилась закупочная стоимость на имбирь, рыбу и еще ряд единиц продукции, — говорит консультант Людмила. — Причем под сурдинку повысились цены не только на поставляемые из Японии товары, но и на продукцию из других регионов.
Правда, оптовики заявляют, что виноваты не они, а производители.
— Мы цен не повышаем. Но очень многие наши азиатские партнеры действительно повысили цены на продукцию, но эти деньги они отсылают на помощь японской стороне, — говорит Алексей Головченко.
Поставки промышленных товаров для суши-баров сейчас также под вопросом.
— В Японии производились высококачественные ножи из высокоуглеродистой стали, овощерезки и разделочные доски. У директоров суши-баров они пользовались огромной популярностью. Кроме того, там производили посуду из меланина, аналогов которой не существует, — говорит Людмила. — Ресторанам придется отказаться от всех этих товаров.