Врут, безбожно врут страховщики. Нежелание наших граждан пользоваться европротоколом на девяносто процентов продиктовано еще большим нежеланием компаний платить по таким, так сказать, счетам. И вот очередные тому примеры.
Коллега был разбужен воем сигнализации своей “ласточки”. Выглянул в окно — так и есть: его машину не сильно, но притерли. Вызывать во втором часу ночи и до утра ждать ГАИ не хотелось, да и дворовый проезд был напрочь закупорен. На взгляд повреждения выглядели незначительными, и автовладельцы решили разойтись быстро и, как не раз слышали, цивилизованно — по европротоколу. Процедура действительно несложная — скрупулезно заполняешь извещение о ДТП и марш-марш к страховщику. Причем хоть к своему (модное ПВУ — прямое возмещение убытков), хоть к страховщику виновника.
Напрямую оно, конечно, веселее. Но звонок в компанию насторожил. Вы, заявили потерпевшему на другом конце провода, конечно, можете обратиться к нам. Но помните: если компания вашего оппонента откажется признавать убыток, то проведенную нами экспертизу повреждений оплатите из своего кармана! (И после этого страховщики удивляются, что за первый год существования ПВУ было заявлено менее 8% от общего количества страховых случаев по ОСАГО.)
В общем, чтобы не попасть на лишние деньги (что, как будет понятно дальше, непременно бы случилось), с новым словом в российском страховом деле пришлось повременить и пасть ниц перед компанией неаккуратного водилы. Тем более что она — в пятерке крупнейших.
Справка "МК"
<p>Так называемой упрощенкой могут воспользоваться не все аварийщики. Она применима только в том случае, если участников ДТП только двое; жизни и здоровью не причинен вред; оба водителя располагают полисами ОСАГО и предполагаемый ущерб не превышает 25 000 рублей.</p>Да что от рейтинговых показателей толку: в компенсации сотруднику нашей газеты отказали. Но под каким предлогом! Мол, второй участник аварии не показал в течение месяца повреждения своего авто. А теперь представьте, что авария произошла не в Москве, а в Сочи. И столкнулись хабаровчанин с калужанином. Кто, кому и где будет демонстрировать пробоины? Причем в нашем случае коллега с первых минут общения со страховщиком изъявлял желание самолично вызвонить и убедить оппонента приехать на демонстрацию. Но те были категорически против — все сделаем сами. Не получилось. А может, и не пытались? Тем более что резону это делать страховщику никакого — все равно что собственноручно “бабки” в костер бросать.
Впрочем, даже если бы показ и состоялся, не факт, что компенсация была выплачена. Одному из читателей газеты в ней отказали потому, что на машине виновника не нашлось никаких вмятин-царапин (он бил железным фаркопом).
Другими словами, пользоваться европротоколом пока рановато, и надо в любом случае вызывать инспектора. Он, конечно, не всегда рядом, зато страховщики пусть и затянут по обычаю выплаты, и уполовинят их, но все же раскошелятся. Чтобы и дальше болтать о дремучести моторизованных россиян. Готовых часами ждать ГАИ и заставлять страховое сообщество платить…
Но почему же страховщики так лукавят, с одной стороны, поддерживая европротокол, а с другой — отказываясь от выплат под любыми предлогами? Всё просто — боятся массовых (и в данном случае — элементарных, доступных любому практически автовладельцу) страховых мошенничеств, которых и без того хватает и которые уже сейчас приносят им многомиллионные убытки (причем в большинстве случаев именно по ОСАГО). И в общем-то желание видеть машины двух участников аварии вполне объяснимо — только сопоставив их повреждения, можно с большей степенью вероятности понять, имел ли место страховой случай. И неспроста сегодня, когда речь идет о значительном увеличении выплат по авариям, оформленным по европротоколу, страховщики настаивают, чтобы одновременно в закон были внесены поправки об обязательном предоставлении на экспертизу обеих транспортных средств. Что, и к бабке не ходи, сведет и без того незначительное число пользователей подобной страховой услугой на нет.
Но ведь чудес на свете не бывает. И крайне наивно надеяться, что цивилизованный способ разрешения дорожных споров в полукриминальном бардаке нашей автомобильной жизни привьется так просто и скоро.
P.S. А страховое возмещение коллега все-таки получил. Внимательно изучив структуру страховой компании, обнаружил наличие в ней такого подразделения, как служба контроля качества (жаль, что подобные структуры имеются не у каждого страховщика), и написал туда жалобу на предвзятое отношение сотрудников выплатного отдела. И что вы думаете? Не только разобрались и заплатили, но и извинились. Объяснив задержку “недоразумением, в основе которого — недостаточная практика оформления выплат по упрощенной процедуре (европротоколу). Впрочем, у нас нет сомнений, что и автовладельцы, и страховщики в самом скором времени перестанут с опаской относиться к европротоколу и данная процедура оформления ДТП и получения страхового возмещения станет такой же популярной в России, как в Европе”. Дай-то бог…