Ведь уже в следующем году стоимость билетов на электрички в Московском регионе может повыситься в полтора раза. С таким сообщением на днях выступил начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых. На этот шаг железнодорожники будут вынуждены пойти не от хорошей жизни. По версии компании, пригородные перевозки уже принесли ей 34 млрд. рублей убытков в текущем году. В 2011 году их будет больше — порядка 40 млрд. рублей.
Если сейчас в столичном регионе стоимость проезда в одной зоне составляет 16 с половиной рублей, то с нового года, по словам начальника департамента, та же поездка подорожает до 25 рублей.
Напомним, что это не первая попытка железнодорожников задрать “выше крыши” цены на билеты в обычных электричках. Зимой этого года неоправданно высокий тариф привел к массовому возмущению пассажиров, которым поездки оказались не по карману. Проблему и возникшую вместе с нею социальную напряженность пришлось снимать региональным властям. Железнодорожникам перечислили энную сумму бюджетных денег в виде компенсации предстоящих убытков. В итоге цены на билеты были снижены.
Сейчас, похоже, пассажиров подмосковных электричек снова хотят заставить наступить на те же самые грабли.
По традиции на отечественных железных дорогах пассажирские перевозки, в том числе пригородные, всегда являлись убыточными. Однако отказаться от такого популярного вида транспорта, как электричка, который к тому же является социально важным, нельзя по определению. Еще с незапамятных советских времен убытки от пассажирских перевозок покрывались за счет повышения тарифов на грузоперевозки. Теперь железные дороги готовятся полностью отказаться от так называемого “перекрестного субсидирования” и переложить заботу о социально приемлемых ценах на пригородные перевозки на региональную власть и соответствующие бюджеты. В условиях кризиса такая нагрузка может оказаться для них неподъемной.
Между тем, как показал недавний опрос ВЦИОМ, 14% опрошенных жителей Подмосковья сказали, что в случае резкого взлета цен выйдут на митинги и протесты, 13% — перестанут покупать билеты, 16% — откажутся от данного вида транспорта, а 35% будут платить сколько надо. Сейчас 61% жителей Московской области считает, что на электричках ездить быстрее, чем на автобусах, а 21% опрошенных заявляет, что электричка дешевле.