МВФ выставил Яценюку ряд жестких условий — относительно повышения потребительских цен на газ и «коммуналку», относительно улучшения собираемости налогов и сборов. Бизнес, узнав о внесенном в Раду законопроекте кабмина №4490 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», забеспокоился. Ибо предлагается увеличение налогов и сборов практически для всех отраслей украинской промышленности.
В случае принятия законопроекта акцизы на топливо увеличатся от 1,3 до 2,1 раза, расходы на ввоз и регистрацию транспортных средств — в 2 раза, арендная плата за земли сельхозназначения повысится в 3 раза, сбор за использование радиочастотного ресурса — в 2 раза. На 8,6% повысится ставка сбора за лесопользование, на 8,3–8,6% увеличится ставка экологического налога и сбора на водопользование. Будет также возвращен сбор за конвертацию валюты в размере 0,5%. В пять раз увеличится плата за недропользование. Так, рента увеличится с 3,5% до 10% .
Меры суровые, но денег в казне Украины нет совсем. А долгов перед иностранными кредиторами — уйма. Только перед одной Россией украинский долг составляет $16 миллиардов. В том числе 3 миллиарда, которые мы им недавно предоставили в соответствии с договоренностями, в виде покупки еврооблигационного займа. Задолженность «Газпрому» составляет порядка 2 миллиардов долларов. Еще 11 миллиардов — это упущенная выгода, погасить которую Украина обязана, поскольку Россия после подписания «Харьковских соглашений» в 2010-м предоставила скидку на газ «как бы вперед, имея в виду, что само продление пребывания флота начиналось с 2017 года».
«То есть мы как бы авансировали эти деньги, — разъяснял премьер-министр Медведев. — Это именно, по сути, аванс с учетом наших особых договоренностей на тот период. И в принципе мы могли эти деньги не платить, но мы их заплатили и на самом деле помогали украинскому государству. Но с учетом изменившихся обстоятельств этот аванс подлежит возвращению».
Как и когда Украина начнет рассчитываться, пока не ясно. У соседей-то не просматриваются признаки экономического роста. Скорее, наоборот: с начала 2014 года возобновилось падение экономики. Нацбанк Украины, который рассчитывает индекс производства базовых отраслей, сообщил, что в январе значение этого показателя сократилось на 2,5% после роста на 6,2% в декабре, 5,3% в ноябре и 10,4% в октябре (вызванного сбором рекордного урожая).
Наибольший отрицательный взнос в изменение индекса в январе имела промышленность, объем которой снизился на 5% в годовом исчислении. Например, объем производства в металлургии в январе снизился на 10,1%, в машиностроении — на 22,9%.
Пытаясь выйти из «пике», премьер-министр Арсений Яценюк облетел пол-Европы и заглянул даже в США. Кое-какие обещания помочь преодолеть политический и экономический кризис ему таки дали.
Госсекретарь США Джон Керри заявил, что Киев может рассчитывать $1 млрд гарантированного займа, а президент США Барак Обама попросил конгресс разработать экономический пакет помощи Украине немедленно, «поскольку это неотложное дело».
В начале марта президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что Евросоюз принял решение о предоставлении Украине 11 млрд евро. ЕС предполагает, что первая помощь в размере 1,4 мрлд евро может быть выделена уже в ближайшее время. По словам Баррозу, средства будут выделяться как из бюджета ЕС, так и из других европейских финансовых институций.
Европейский банк реконструкции и развития, несмотря на февральское заявление, что прекратил финансово поддерживать государственные проекты в Украине, в марте сообщил, что до 2020 года инвестирует в экономику Украины не менее 5 млрд евро. Из них 1,4 млрд можно ожидать в виде грантов.
Ситуацию «МК» прокомментировали эксперты
Финансовый омбудсмен Павел МЕДВЕДЕВ: «Любой финансовой помощи со стороны Запада или той же Японии до президентских выборов новому руководству Украины ждать не стоит — внешние инвесторы не верят в легитимность нынешнего правительства страны и боятся перемен в кабинете министров, которое может произойти в самое ближайшее время. В любом случае обещанные кредиты США и Евросоюза будут предполагать достаточно жесткие условия — отказ от «газового» субсидирования промышленности, сокращение пенсий, отмену социальных пособий и льгот, снижение минимальной заработной платы. Дополнительной проблемой Киева станет поиск альтернативных источников газа — цены «Газпрома» в связи с большими долгами Украины в апреле вырастут. Словакия, которая обещала Киеву заместить около трети «голубого топлива», поставляемого Россией, отказалась от своих намерений».
Аналитик «Инвесткафе» Тимур НИГМАТУЛЛИН: «Возможность заимствования у Украины крайне ограничена. Украинские золотовалютные резервы в январе 2014 года сократились до $17,8 млрд, что является критически низкой величиной по всем методам расчетов — они с трудом покрывают 2-месячный импорт товаров и услуг и в 2 раза ниже монетарной базы. Это сопровождалось стремительным ростом украинского внешнего долга, достигшего к концу 2013 года почти 36% от ВВП. Украине необходима помощь в размере $25 млрд, а в идеале — $35 млрд. Во-первых, Киеву нужно пополнить золотовалютные резервы примерно на $15–20 млрд. Остальные средства понадобятся для реализации институциональных преобразований вновь сформированным правительством. Без внешней помощи на Украине будет дефолт уже в ближайшее время».
Начальник аналитического управления БКФ Максим ОСАДЧИЙ: «МВФ выдвигает сомнительные условия по кредитованию Украины. Уже существуют требования о повышении тарифов на газ. Скорее всего этим не ограничатся. От Украины начнут требовать дефицита украинского бюджета, добиваться, чтобы бюджет не превышал определенную долю ВВП. Все сведется к тому, чтобы Украина «затянула пояса», снизила зарплаты бюджетников и сократила пенсии. Эти меры могут вызвать забастовки, демонстрации, протестные акции. Однако именно на таких мерах будет настаивать Евросоюз. Требования от МВФ и Еврокомиссии могут привести к социальной нестабильности, отставке кабинета министров и очередному Майдану».