Еще полгода назад государство заявляло о возможной отмене обязательного страхования транспортных средств (ОСАГО). Замглавы Минфина Алексей Моисеев заявил, что его ведомство готово отменить все виды обязательных страхований, включая самый болезненный для населения — ОСАГО. Он дал слово, что к 2020 году обязательную автостраховку отменят: якобы этот тариф избыточен и не удовлетворяет потребности ни владельцев транспортных средств, ни страховщиков.
Тем не менее, все получилось наоборот. 20 марта ЦБ выступил с предложением повысить региональные коэффициенты, применяемые для расчета цены полиса ОСАГО. «Территориальный» показатель в каждом регионе разный, но максимальная планка была установлена на уровне в 2 пункта. Хотя базовые ставки тарифов ОСАГО и другие коэффициенты (кроме, территориального) останутся без изменений, если инициатива ЦБ будет одобрена на законодателями, то повышение этой ставки для многих грозит увеличением стоимости ОСАГО вдвое. Например, в Казани территориальный коэффициент вырастет с 2 до 2,3, в Петропавловске-Камчатском с 1,1 до 1,9 пункта, в Благовещенске — с 1,4 до 2,1, в Иванове — с 1,8 до 2,4, в Ульяновске — с 1,4 до 2,1, в Челябинске — с 2 до 2,4 и в Мурманске — с 1,7 до 2,5. Москвичи и петербуржцы не пострадают — в обеих столицах коэффициенты оставят на прежнем уровне.
По мнению Банка России, в настоящий момент примерно в 25 российских регионов сложилась кризисная ситуация с выплатой ОСАГО — этот бизнес здесь не пользуется успехом, а страховщики терпят убытки и не выплачивают заявленных сумм в бюджеты разного уровня.
Независимый эксперт Александр Ростарчук считает, что повышение стоимости полиса ОСАГО только усилит водительскую дискриминацию. «В случае с ОСАГО понятно, что полис изначально на покрывает и 30% ущерба. После принятия закона, на котором настаивает ЦБ, этот показатель будет еще меньше. Очевидно, что полис ОСАГО ничего не даст рядовым владельцам транспортных средств. Кампания по повышению стоимости полисов работает не на социальные интересы, а ориентируется только на сверхприбыль. В этом и заключается вся суть компании и данных изменений», — отмечает Ростарчук.
По мнению независимых экспертов, Минфин разработал более привлекательные для автовладельцев поправки в закон об ОСАГО. Так, в один из таких документов предлагает заменить, по желанию автовладельца, страховые выплаты на ремонт автомобиля. Как отмечают эксперты, нововведение будет выгодно самим автомобилистам, тогда как повышение стоимости полиса только сократит выплаты владельцев автотранпорта в бюджет.