За месяц работы в Общественной палате «горячей линии» на нее поступило около тысячи звонков с жалобами на операторов мобильной связи из многих регионов России. По большей частью претензии граждан касались плохого качества связи, незаконного списания денег, подключения дополнительных платных услуг без ведома абонента, агрессивной рекламы, поступающей посредством СМС-рассылок. Следовало бы ожидать, что в массовом количестве будут жалобы на игнорирование операторами закона об отмене «мобильного рабства» MNP (когда абонент может перейти от одного оператора к другому, сохранив номер. — «МК»), но, как ни странно, их оказалось немного.
Наиболее вопиющие примеры выглядят так. Скажем, вы решили оплатить в центре Москвы парковку с помощью мобильного телефона. Набираете короткий номер, подтверждаете платеж, и с вашего счета списывается, допустим, 84 рубля: 80 рублей непосредственно за парковку и 4 рубля — комиссия. Однако один из операторов «большой тройки» одновременно снимает дополнительно еще 100 рублей только за то, что вы воспользовались данной услугой. Если зайти на сайт оператора, выясняется, что деньги получает некая структура, которая действует как независимая компания, хотя очевидно, что она аффилирована с самим оператором. Главное — непонятно, за что снимают деньги. Этот механизм, как было отмечено в рамках «круглого стола», напоминает мошенничество. В конечном итоге виноватым оказывается московское правительство, которое вводит платные услуги и не реагирует на возникающие злоупотребления.
К сожалению, далеко не все операторы ведут борьбу с агрессивной рекламой через СМС-рассылки. Одни приступили к блокировке спама, отправляемого с коротких буквенных и цифровых номеров, только в конце прошлого года. Другие категорически не хотят этим заниматься. При этом ссылаются на «дыры» в российском законодательстве. Законопроект по борьбе со спамом сейчас находится в Госдуме, и после его принятия операторы получат законные основания не пропускать спам-рассылки без согласия абонента, и неважно, с какого номера они идут — с короткого или длинного.
В принципе на сегодняшний день все операторы, тем более после отмены «мобильного рабства», дорожат своими клиентами. Однако часто причиной финансовых потерь клиентов выступают третьи лица, рассылающие вредоносное программное оборудование, предложения платных подписок и так далее. Чтобы полностью блокировать такие действия, необходимо совершенствовать законодательство, и в этом смысле очень может помочь упомянутый законопроект.
Кроме того, некоторые сотовые операторы не отказались от так называемых навязанных услуг. Например, абоненту сначала бесплатно подключается прогноз погоды, а через месяц, если он не отказался от данной услуги, по умолчанию делают ее платной.
В целом участники «круглого стола» закончили его на позитивной ноте. Действительно, рынок мобильной связи — один из самых конкурентных. Количество сим-карт перевалило за 200 млн, покрытие растет из года в год. Даже в период кризиса 2008–2009 годов цены, в отличие от абсолютного большинства отраслей экономики, на мобильную связь еще не повышались.