"Авиаперевозки - один из самых конкурентных видов бизнеса, как на внутреннем, так и международном рынках, - -приводит слова представителя Минтранса ИТАР-ТАСС. - Существующая сегодня система тарифообразования позволяет предлагать самый широкий спектр тарифов. Система управления доходами формируется авиакомпаниями и их коммерческая политика является прерогативой хозяйствующих субъектов".
Сейчас авиаперевозчики ожидают разъяснений от ФАС о возможном «разрушении» действующей системы. Об этом сообщил гендиректор авиакомпании "ЮТэйр" Андрей Мартиросов. .
"Хотелось бы более внимательно с этим предложением познакомиться, потому что ничего подобного я не слышал нигде, ни от одного регулятора в мире", - сказал он.
Эксперты отмечают, что авиаперевозки – это низкомаржинальный вид бизнеса. В среднем рентабельность 2-3 %, редко когда 4%. В Минтрансе напомнили, что "за финансовую состоятельность и устойчивость бизнеса перед своими акционерами несет менеджмент авиакомпаний, а не ФАС". "Рентабельность авиаперевозок находится в пределах 1,5-3%, что не позволяет говорить о сверхдоходах", - отметили в министерстве.
Возможные резкие решения ФАС приведут к тому, что пострадает весь авиабизнес в целом. «Последствия для авиакомпании будут неизбежно плачевными, потому что объем продаж с момента попадания билетов на рынок и едва ли не до самого отлета будет минимальным. Дорогие билеты продать просто не удастся. Соответственно, оно не получат колоссальный объем выручки и моментально это скажется на их финансовом положении», - рассуждает Олег Пантелеев, глава аналитической службы «АвиаПорт».
Андрей Мартиросов напоминает, что нынешняя система продаж позволила предоставить рынку разнообразную тарифную сетку, «чтобы пенсионеры и студенты могли за три месяца до вылета купить билеты дешево, а бизнесмен, который покупает билеты накануне вылета, платил дороже. За счет того, что одни платят больше, другие платят меньше. Такая вот формула справедливости".
По мнению гендиректора "ЮТэйра" если все привести к оному единому тарифу, то экономика авиаперевозок будет разрушена. "Эта система не будет существовать", - сказал он.
Позицию «ЮТэйр» поддержали и в «Аэрофлоте». Там заявление ФАС тоже встретило непонимание. В компании уверены, что требования ФАС не приведут ни к чему хорошему — билеты не подешевеют, средняя цена не изменится, а вот действительно дешевые билеты исчезнут из продажи навсегда.
Ситуацию комментирует Олег Пантелеев: «Надо отметить, что сейчас под действием и ФАС, и ряда заявлений руководства Росавиации, авиакомпании уже перешли на достаточно плоскую шкалу продаж. Такого разнообразия по величине тарифов, как у зарубежных компаний, у нас нет. Но также надо понимать, что эта инициатива нивелирует все попытки авиакомпаний создать лоукостеры и делает абсолютно бессмысленным введение невозвратного тарифа. Все это приведет лишь к удорожанию перевозок»
Мартиросов отметил, что бизнес авиакомпаний - один из наиболее конкурентных в России. "Он гораздо более конкурентен, чем топливный бизнес, аэропортовый, - пояснил он. - Почему коллеги из ФАС объявили год авиакомпаний, нам непонятно..."Мы, "Сибирь", "Аэрофлот" и "Трансаэро", не вылезаем из судов. Нас ловят, штрафуют за какие-то несуществующие ценовые сговоры, выставляют серьезные штрафы за те преступления, которые мы не совершали.
Похоже, что ФАС просто не совсем понимает принципы аваибизнеса. «В регулятивных органах не выработано серьезного подхода к авиации, как к отрасли, – отмечает замгендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. – ФАС не понимает тарифной политики авиакомпании. Они уверены, что авиакомпании должны продавать дешевые билеты. При этом ФАС не утруждает себя разбираться в экономики авиакомпаний».