Народные избранники горячо спорят о будущем российского ЖКХ. Главный вопрос, кто кому будет платить и кто за что будет держать ответ. В мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге — оплата почти 100-процентная. В регионах положение гораздо хуже: при обороте коммунального рынка в 3 трлн рублей ежемесячно, общая задолженность составляет до 500 млрд рублей.
Большая часть долгов обусловлена неплатежами в сфере социально-значимых объектов — потребители этой сферы задолжали федеральному бюджету около 400-500 млрд рублей. Кто будет возмещать этот пробел до конца не ясно. Одни убеждают: на рынке останутся профессионалы (компании как и на Западе, которые соберут средства и улучшат сервис услуг). Другие видят обратную сторону медали: новый законопроект о лицензировании с сфере жилищной политики — это лазейка для монополистов, уже сейчас владеющих крупной долей рынка.
Закон внесен в Госдуму. «Разработчики законопроекта не говорят о том, что происходит в этой сфере. Авторы закона не учитывают острые последствия, а все нововведения приведут к ослаблению и вообще исчезновению конкуренции», — говорит глава комитета ГД по ЖКХ Галина Хованская. При это она также убеждена, что с рынка могут исчезнуть все неугодные властям управляющие компании, а останутся лишь муниципальные, государственные и их филиалы.
Всего, жилищно-коммунальные объекты России обслуживают более 20 тыс организаций. Около 60-80% — могут быть оказаться под контролем государства. О том, что будет через два года с системой ЖКХ Галина Хованская не прогнозирует. По ее мнению все изменения, это не системное решение проблем, а лишь заплатки в проблемах и создание новых законов.
ЭКСПЕРТ «МК»:
Игорь Арнаутов, старший аналитик «Инвесткафе»:
«Скорее всего данный закон вступит в силу уже после разморозки тарифов естественных монополий. Объем нагрузки будет зависеть от количества домов, которые находятся в ведении УК, Стоимость лицензии ввиду отсутствия действующего закона определить крайне сложно».