Дисбаланс украинской экономики еще в прошлом году не замечал только ленивый. Импорт в стране стабильно превышал экспорт, ВВП практически не рос. Фактически, Украина балансировала между стагнацией и рецессией.
При этом в украинский бюджет на 2013 год были заложены абсолютно нереалистичные темпы роста экономики на уровне 4,5%. Вышло обратное – по итогам года дефицит бюджета достиг $10 млрд или около 7% ВВП. Все это сопровождалось стремительным ростом украинского внешнего долга, достигшего к концу 2013 года почти 36% от ВВП. Учитывая доходность суверенных облигаций Украины, обслуживание долга грозило стать непосильной ношей для бюджета.
Пытаясь не допустить роста социальной напряженности, ЦБ Украины активно расходовал золотовалютные запасы на поддержание курса гривны. В январе 2014 года объем ЗВР снизился до $17,8 млрд, что является критически низкой величиной по всем методам расчетов – эта сумма вдвое ниже монетарной базы (средства на счетах в банках, у частных лиц, на депозитах ЦБ) и с трудом покрывает двухмесячный импорт товаров и услуг.
Для решения проблем стране срочно была необходима помощь в размере $25 млрд, а в идеале – $35 млрд. Часть средств ($15-20 млрд) пошла бы на пополнение золотовалютных резервов. Остальное могло быть использовано для подъема внутреннего рынка, например, для кредитования наиболее важных отраслей.
Средства Украина нашла. Передышку «братскому» государству обеспечила Россия, снизившая цены на газ и пообещавшая выкупить украинские евробонды на сумму в $15 млрд.
Первый транш облигаций на $3 млрд Россия купила в конце прошлого года. Тарифы на «голубое топливо» также снизились. Впрочем, это позволило лишь относительно спокойно пережить новогодние праздники. С середины января Украина вновь начала испытывать острую нехватку средств. Золотовалютные ресурсы, за счет который страна продолжала оставаться на плаву, истощились. По оценке эксперта проекта «Общественная Дума» Сергея Литвиненко, на сегодня они не покрывают и четверти государственного долга Украины. Эксперты уверены, что без внешней помощи дефолт страны по внешним обязательствам наступит уже в ближайшие месяцы.
С одной стороны, Москва говорит, что кредитная линия Украине не заморожена, а отложена до формирования нового правительства. Гарантии финансовой помощи дают Германия и Польша. США и Великобритания также говорят, что не оставят в беде новый кабинет министров. Новый председатель Верховной Рады Александр Турчинов сказал, что стране необходимо не менее $35 млрд для выхода из экономического кризиса.
Впрочем, эксперты уверены, что без внешней помощи Киеву придется терпеть до конца мая. «Очевидно, что мировое сообщество пока не понимает, кому давать деньги? Ясность наступит после президентских выборов в мае. Потенциальные кредиторы будут знать, с кем имеют дело», – полагает профессор Высшей школы экономики Иван Родионов.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Тимура Нигматуллина, если экономическая нестабильность в Украине получит продолжение в виде дефолта, это окажет сильное давление на экономику России, приблизив ее к рецессии. Один из самых болезненных ударов будет нанесен по банковскому сектору. Многие украинские кредитные учреждения принадлежат российским бизнесменам. Если финансовый поток из этого региона иссякнет, российский банковский сектор столкнется с еще большим дефицитом ликвидности. Не исключено, что банки, положение которых сейчас пока стабильно, потеряют лицензии.
Вместе с этим, в отсутствие внешней помощи гривну наверняка ожидает девальвация. На вчерашних торгах украинская валюта побила очередной рекорд падения – ее стоимость снизилась до 10 гривен за доллар. Показательно, что обвал гривны потянул за собой и рубль – вчера стоимость бивалютной корзины в ходе валютных торгов «пробила» психологический рубеж в 42 рубля.