По мнению экспертов новый законопроект может обеспечить России очередной поток мигрантов из ближнего зарубежья — те же азиатские республики готовы обеспечить наших обывателей дешевыми бытовыми услугами — санитария, жилищно-коммунальное хозяйство и так далее. Однако квалифицированными специалистами, необходимыми для развития отдельных наукоемких секторов экономики, это Россию не обеспечит. По мнению директора Центра миграционной политики НИУ ВШЭ Ольги Чудиновских, стимулы по привлечению мигрантов были давно запланированы и прописаны в концепции миграционной политики на период до 2025 года. «Патологичного и тревожного в этом ничего нет. Речь идет даже не о понятии «цена гражданства», которое осуждается как неприемлемое, а о сокращении сроков и упрощении получения гражданства людям, которые готовы инвестировать в экономику нашей страны. Единственная проблема — это то, что у нас сначала принимаются законы, а только потом начинают вырабатывать механизмы их реализации», — полагает эксперт.
Механизмы и инструменты получения иностранцами гражданства существуют практически во всех развитых странах. Правда, условия приобретения нового паспорта отличаются кардинально. Статус постоянного жителя США можно получить, либо вложив более $500 тыс. в новый бизнес, либо одолжив эти средства местной компании (формула приобретения гражданства на самом деле более сложная — она требует также создания 10 рабочих мест для коренных американцев). В Великобритании все проще, но дороже — вид на жительство (но не паспорт) выдают при инвестициях в $5–10 млн, причем только через 3 года. Австрийское гражданство стоит 10 млн евро. Либо претенденту нужно принести стране значительные выгоды в области культуры, науки или экономики. В Канаде надо доказать, что свои деньги (1 млн евро) ты заработал официально. Сомнения будут использованы против претендента. В Болгарии инвестиционный бонус превышает 500 тыс. евро. Либо необходимо купить недвижимость на 300 тыс. евро.
Самые большие претензии в этом отношении у представителей Европарламента вызвали инициативы Мальты. Государство, чья экономическая составляющая фактически на 100% зависит от туристической отрасли, около 10 лет назад пыталась «продавать» гражданство всего за 6 тыс. евро. По словам старшего научного сотрудника Института демографии НИУ ВШЭ Никиты Мкртчяна, Россия, с точки зрения потенциального гражданина, не так привлекательна, как Мальта, поэтому серьезного ажиотажа у иностранцев, способных сделать вклад в экономику нашей страны, инициатива чиновников не вызовет.
Намного больше претендентов на гражданство казалось бы дадут иностранные студенты, отучившиеся в российских институтах и техникумах, и проработавшие в нашей стране не менее трех лет.
Олег Смолин, первый зампред Комитета по образованию Госдумы, одобряет проект :
— Сейчас во всем мире идет борьба за человеческие ресурсы. И я одобряю эту инициативу — она в полной мере соответствует современным общемировым тенденциям. У нас идет утечка мозгов — примерно миллион двести человек за три года, а 45% российских студентов, согласно опросам, не колеблясь бы уехали за границу, представься им такая возможность. Чем завозить бесконечное количество дворников, лучше по упрощенной процедуре оформления гражданства приглашать высококлассных квалифицированных специалистов — людей, которые своим вузовским дипломом докажут свои интеллектуальные способности и будут полезны для страны. Ровно так же нужны и квалифицированные рабочие со средним специальным образованием. Сегодня заводы не могут выполнить гособоронзаказ — приходится набирать рабочих пенсионного возраста, потому что смена не подготовлена!
При этом сегодня очень мало иностранных студентов по окончании вуза остаются в России. Правда, в РУДН, главной альма-матер заграничного студенчества, сообщили, что не обладают статистикой по своим выпускникам в плане их дальнейшего трудоустройства и проживания. Но Аду Яо Никэз, председатель Ассоциации иностранных студентов России, бакалавр юрфака РУДН и уроженец республики Кот-д’Ивуар, уверяет, что реально остаются очень немногие:
— Как представитель иностранного студенчества я рад попыткам упростить процедуру получения гражданства студентами. Учащимся иностранцам нелегко в России — до недавнего времени они не могли даже устроиться на работу во время учебы. С января 2014 года хотя бы этот момент упростился — стало возможно работать и учиться одновременно.
Впрочем, с вузами в целом все понятно и предсказуемо — думается, вряд ли иностранные студенты, получающие в России «вышку», станут считаться источником «мигрантской угрозы». А вот то, что гражданство предполагают давать наравне со студентами вузов учащимся колледжей и техникумов, может вызвать опасение. Учеба в ссузах традиционно легче, дешевле, нежели институтская, а поступление не вызывает трудностей. Если же колледжи станут «фабриками гражданства», то число их студентов может резко возрасти за счет иностранных граждан, что породит волну коррупции среди руководства.
Один из столичных колледжей, где учатся иностранцы, — Московский строительный техникум. Как там обстоит дело с «иностранным легионом»?
— У нас учатся и жители стран СНГ, и даже европейцы, — говорит зам. директора по учебно-производственной работе Елена Соловьева. — В основном, конечно, они учатся на коммерческих отделениях, но есть и бюджетники, обучающиеся бесплатно. Их не так много — из примерно шестисот наших бюджетников-очников — около 25 иностранцев. Сегодня поступить в российские ссузы на бесплатные отделения могут граждане Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Казахстана — с этими странами у России есть договоры о поддержке и взаимопомощи, предполагающие и учебу студентов. Мы принимаем их не на основании экзаменов или ЕГЭ, а, как в старые добрые времена, на основании школьного аттестата. Аттестат обязательно должен иметь нотариально заверенный перевод на русский язык, а сам абитуриент — временную регистрацию в Москве.