Конечно, 34,76 рубля за доллар и 47,38 за евро не так уж и плохо. Самый низкий курс рубля по отношению к доллару в этом году наблюдался 5 февраля, он составил 35,4502. А к евро — 31 января. В тот день он был равен 48,0951. Но важна тенденция. Рубль в этом году в номинальном выражении ослаб в среднем на 6–7%. И готов к дальнейшим падениям.
Почему? Ведь, несмотря на отправление ЦБ рубля в свободное плавание (только границы бивалютной границы сдвигались 28 раз — ровно столько это было сделано за весь прошлый год), мегарегулятору пришлось за последние пять недель вбросить на валютный рынок $10 млрд. Что, собственно, и спасло рубль от грандиозного обвала. Но, как оказывается, временно.
Дело в том, что фундаментальные причины ослабления рубля никто не отменял. В декабре прошлого года, по данным Минэкономразвития (см. вчерашний «МК»), ВВП встал. Темпы экономического роста показали нулевой результат. Учитывая новогодние праздники, вряд ли январский показатель будет лучше. К тому же нет улучшений в бизнес-климате. Не случайно, по оценке зам. министра экономического развития Андрея Клепача, бегство капитала в январе превысило $17 млрд, что составило более половины прогноза его ведомства на целый год.
Свою лепту в ослабление рубля, как и других валют развивающихся стран, вносит и Федеральная резервная система. Приостановка печатного станка доллара укрепляет его курс к конкурентам. И хотя в конце прошлой недели валюты развивающихся стран несколько укрепились к американской, все равно, по данным аналитических агентств, из фондов, инвестирующих в Россию, за последние 7 дней утекло $131 млн. Из «китайских» фондов — та же сумма, из индийских — $192 млн.
Иными словами, деньги бегут с развивающихся рынков с нарастающей скоростью. Поэтому те или иные укрепления рубля и прочих развивающихся валют несут, к сожалению, всего лишь временный характер. Американская экономика, как пылесос, забирает всю свободную валюту с рынка. А так как наш ЦБ не отказывается от провозглашенной в начале января политики свободного плавания рубля, то он и обрушится к концу года до 36 или даже больше к доллару. И это еще в лучшем случае.
Эксперты «МК»
Василий Солодков, глава Банковского института ВШЭ:
— Курс рубля, если его не стабилизировать, будет болтаться в разных направлениях. Сейчас плохая макроэкономическая ситуация в России для укрепления национальной валюты, так как сокращается сальдо по текущим операциям и происходит отток капитала.
Девальвация — это свершившийся факт, но не исключено, что могут быть периодические рывки. Однако вполне возможно, что в ближайшие месяцы рубль немного подрастет и стабилизируется.
Александр Абрамов, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ВШЭ:
— Сегодняшнее понижение рубля может быть связано с тем, что ЦБ перестал поддерживать курс, или с тем, что Минфин закупил валюту. Уже объявлялось о том, что Минфин хочет купить валюту для Резервного фонда на $6 млрд. Пока они эту операцию отложили, но не сказали, когда это произойдет. Либо начали уже сейчас, и это отразилось на сегодняшнем курсе, либо они совершат покупку в марте, и это еще сильнее затормозит рубль. К марту курс будет колебаться в районе 34–34,5 рубля за доллар.
Сложно прогнозировать ситуацию с рублем на год, поскольку на курсе во второй половине года, на мой взгляд, серьезно скажется сворачивание количественного смягчения в США.
Если говорить о ФРС, то тут две проблемы: первая — сворачивание до нуля количественного смягчения, поскольку это будет вести к оттоку капитала с развивающихся рынков. Вторая проблема — процентная политика, это вопрос 2015 года. ФРС постарается обнулить количественное смягчение, это, естественно, будет влиять на ослабление рубля, и курс нашей валюты будет падать.
Руслан Гринберг, директор Института экономики РАН:
— Я прогнозирую, что к декабрю доллар будет стоить 36,44 рубля. Но у нас есть два мощных гаранта долгосрочной стабильности рубля — гарантия высокой цены нефти на уровне $105–108 за баррель, и $500 млрд в наших международных резервах.
Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы:
— Неудивительно, что рубль снова упал, такие скачки будут происходить с ним часто, а со следующего года, когда курс окончательно станет плавающим, — такое поведение валюты станет абсолютной нормой. Во многом сегодняшние скачки валюты — это следствие политики количественного смягчения в США. И в России, и во многих других странах, например, в Бразилии или в Канаде, после этого скакнул курс.
Думаю, что средний курс рубля за год будет ниже, чем нынешний, но выше, чем тот, который предсказывают в правительстве. Они сначала говорили цифру 33,4 рубля за доллар, потом изменили ее на 33,9, но, по нашим оценкам, курс будет колебаться между 34 и 34,5.