Что могут изменить объявленные Обамой «Зоны Обещания», которые федеральное правительство будет создавать посредством «партнерства с местными общинами и бизнесами»? Если верить хозяину Белого дома, который впервые озвучил эти «зоны» еще без малого год назад, в ежегодном послании «О состоянии страны», они призваны давать людям работу, возможность учиться и содействовать «экономической мобильности и безопасности». А пока вы будете думать, что все это значит, процитирую президента еще раз: «В жизни ребенка ее судьбу должен определять не почтовый код, на территории которого она родилась (вот так – в женском роде, гендерно-политкорректно. – И.Б.), а сила ее трудовой этики и масштабы ее мечтаний».
Пока все эти красивые и труднопонятные слова остаются словами, хотя прошло полвека с тех пор, когда президент Джонсон выразил поставленную цель гораздо проще – «очень спокойно, но с огромной моральной силой». Данная формулировка принадлежит Саше Абрамски – специалисту по бедности в Америке, который сам родом из Англии, но живет в США уже 20 лет (сперва в Нью-Йорке, затем в Сакраменто, Калифорния). Он преподает в Университете Калифорнии в г. Дэвис, занимается исследовательской работой и пишет книги и статьи. В своей последней книге, «Бедность по-американски: как до сих пор живет вторая половина», Абрамски пишет: когда Джонсон в январе 1964 года говорил о бедности, он употребил это слово девять раз. Впоследствии другие президенты предали бедность забвению – в ежегодных обращениях к Конгрессу и нации «О состоянии страны» слово «бедность» фигурирует не более двух раз.
«В Америке бедность стараются игнорировать, – говорит Абрамски. – Это можно было наблюдать в 2012 году, в ходе президентской избирательной кампании. Десятки миллионов американцев бились за кусок хлеба, они утратили свою принадлежность к среднему классу и выпали, можно сказать, в нищету. Однако в 2012 году говорили лишь о трудностях, с которыми борется средний класс, и ничего – о трудящихся бедняках».
Эксперты отмечают, что американские политики на протяжении многих десятилетий боялись и боятся ассоциировать себя с беднотой. По словам Элис О'Коннор, профессора истории Университета Калифорнии в Санта-Барбаре, «к беднякам относятся с подозрением..., считая, что очень многие сами виноваты в своей бедности и поэтому не заслуживают помощи». Даже Франклин Рузвельт, говорит О'Коннор, в своем «Новом курсе» делал акцент на возвращение людей к работе, а не на оказании помощи бедным.
Что такое бедность, взывающая к небесам, может видеть каждый, кто проедет через индейскую резервацию где-нибудь в Аризоне или Нью-Мексико. Или через сельские районы в южных штатах – Алабаме, Миссисипи, Джорджии, – в которых живет чернокожая беднота. Впрочем, нищие черные районы вы найдете и в таких мегаполисах, как Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго и Филадельфия.
А вот пример «белой нищеты». Пару лет назад в городе Ларедо, штат Техас, произошел такой случай. Мать-одиночка, жившая с двумя детьми в вагончике, в 11-метровой клетушке, пришла в местное отделение департамента здравоохранения и соцобеспечения. Пришла со своими детьми, 12-летней девочкой и 10-летним мальчиком, чтобы оформить продовольственные талоны для неимущих. Ей отказали, причем уже в третий раз. Женщина вытащила пистолет и стала угрожать, что застрелит чиновника или своих детей. Из офиса эвакуировали всех людей, после чего в течение нескольких часов полиция вела с разъяренной мамашей телефонные переговоры. В полночь она оборвала сеанс связи, и оцепивший здание спецназ услышал три выстрела. Ворвавшись в офис, спецназовцы увидели, что мать покончила с собой, попытавшись до этого убить своих детей.
Трагическая история американской матери, относящейся к презираемой в США категории «white trash» («белый мусор»), заставила меня вспомнить один продукт советского фольклора:
Будьте здоровы, живите богато –
Насколько позволит вам ваша зарплата.
А если зарплата вам жить не позволит,
Ну что ж, не живите – никто не неволит.
В Америке сейчас, спустя 50 лет после программного выступления Линдона Джонсона, за чертой бедности живут свыше 46 млн. человек – каждый седьмой житель США. Пусть не живут – ведь никто не неволит?