Без чекистов (а бывшими они не бывают) в нашей стране не решается ни одна проблема. Это особенно очевидно в их день – 20 декабря. Например, Валентина Матвиенко открыла очередное заседание Межрегионального банковского совета при СФ на тему: «Совершенствование законодательства в целях предотвращения криминальных рисков в банковской деятельности как условие эффективного развития экономики и социальной сферы», созванного именно в день основания ВЧК, с поздравления солдат «невидимого фронта». «Я думаю, среди нас есть чекисты», – раскрыла она кадровый секрет банковского совета. Действительно, а кем на самом деле является член совета, статс-секретарь, замдиректора Федеральной службы по финансовому мониторингу Павел Ливадный? Ведь Росфинмониторинг – это одна из самых засекреченных российских спецслужб, подчиняющаяся напрямую президенту. Правда, не совсем ясно, были ли когда то чекистами президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян или финансовый омбудсмен Павел Медведев, также являющиеся членами банковского совета при СФ.
Впрочем, спецслужбисты всегда отличались особой эффективностью, которая им наверняка понадобиться в нынешней непростой ситуации, сложившейся на банковском фронте.
А она прежде всего характеризуется, как отмечается в материалах совета, «высоким уровнем преступности». Что негативно влияет на развитие экономики (сохраняя, например, её сырьевую направленность) и социальной сферы.
Так, сейчас в России «уровень сопутствующих банковскому бизнесу рисков в 4 раза выше, чем в европейских странах». А за риски приходится платить и много. По оценкам банковского совета, «маржа по корпоративным, ипотечным и автокредитам составляет не менее 3 процентных пунктов, а по розничным превышает 7 процентных пунктов».
Иными словами, если вы взяли кредит под 23% годовых, то 7% из них вы заплатили всякого рода криминальным структурам.
Чаще всего грабят ни в чем не повинных клиентов при использовании платежных карт и при криминальных банкротствах. Их доля, по оценке банковского совета, составляет до 80%.
Кроме того, продолжают благоденствовать всякого рода «прачечные», где отмывают незаконно нажитые капиталы перед отправкой их в офшоры.
В общем, как подытожила Матвиенко, ЦБ совершенно прав в своей политике – «прополоть банковские грядки от сорняков».
Первый зампред ЦБ Алексей Симановский пояснил, что значит «прополоть». По его словам, российский банковский сектор – «в основном здоровыйи законопослушный и паршивых овец не так много». Но оздоровительную работу надо продолжать. В интересах экономики, населения и самого банковского сектора. Но Симановский оговорился, что «будем делать это осторожно и аккуратно, как и обещал президент».
Но ЦБ и хорошим банкам мешают темные силы, которые распространяют слухи через SMS и Интернет о «черных» списках банков, у которых скоро отберут лицензии. Это, по оценке Симановского, настоящая информационная война.
Поэтому ЦБ скорректирует свою позицию. Если до сих пор мегарегулятор воздерживался от публичных оценок деятельности того или иного банка (до его банкротства, естественно), то отныне он будет принципиально поддерживать через СМИ «хорошие» банки и дезавуировать слухи (и целые «черные» списки) о том или ином мнимом банкротстве или отзыве лицензии.
И это еще не все. ЦБ в духе настоящей спецслужбы (вот где нужны чекисты!) выявил те темные силы, которые изо всех сил стараются разбалансировать банковскую систему России.
Фамилии Симановский не сказал. Но чувствовалось, что он их знает. Просто еще не пришло время раскрыть карты. Тем не менее три основных противоправных группировки были обозначены:
– «Пострадавшие» от отзыва банковских лицензий чисто криминальные группировки. Они пытаются отомстить за пропажу средств в лишенных лицензии банках. Например, в Мастер-банке или Инвест-банке.
– Некоторые недобросовестные заемщики, которые надеются «уронить» банк с целью не возвращать ему кредит.
– И, наконец, сами отдельные банки, которые, распространяя «черные» списки своих конкурентов, таким образом пытаются занять их нишу.
Всем им грозит серьезное преследование со стороны ЦБ.
А, кроме того, ЦБ по предложению банковского совета СФ может получить право на так называемое «мотивированное суждение». Это означает, что мегарегулятор в случае необходимости публично объявит, что у того или иного банка есть проблемы, с которыми он должен справиться сам, либо при помощи ЦБ. Иначе – отзыв лицензии.
Но далеко не все предложения банковского совета СФ. Самые животрепещущие:
– Наладить взаимоотношения банков, Бюро кредитных историй с МВД по поводу украденных паспортов. Пока из-за технических трудностей (например, из-за банального отсутствия у полицейских необходимого количества компьютеров, не случайно Матвиенко предложила банковскому сообществу взять шефство над МВД) эта информация никуда не доходит.
– Пересмотреть статью 9 закона «О национальной платежной системе». Она начинает действовать 1 января 2014 года и согласно ей клиенты банков могут требовать немедленного возмещения кредитными учреждениями украденных хакерами вкладов. Потом с ворами пусть разбирается сам банк. В принципе этого нововведения давно ждали. Но, как считают банкиры, от него, по крайней мере, в том виде, как прописано в этой статье, вкладчики только пострадают. А вот мошенники выиграют, требуя возврата несуществующих средств на тех или иных счетах.
Не случайно, Матвиенко предложила разобраться в этой ситуации, а также вообще с кражами с платежных карт при помощи самих же хакеров. Так как они, по её словам, являются частью интеллектуальной элиты страны.
Видимо, поэтому они не смогут отказаться от приглашения главы Совфеда.
Впрочем, с остальными банковскими мошенниками предложено яростно бороться, вплоть до больших тюремных сроков.