Внесенный Путиным 11 октября на рассмотрение в Госдуму законопроект вызвал бурную реакцию среди предпринимателей, представителей властных кабинетов, а также депутатов. Однако последние все же приняли его в первом чтении.
Так, представляя документ, заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Виктор Пинский отметил, что вопрос о возвращении полиции права самостоятельно возбуждать уголовные дела был актуален еще два года назад.
«Когда в 2011 г. принимался нынешний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, мотив был простой: исключить необоснованные налоговые дела в этой сфере. Но число таких уголовных дел пошло на убыль слишком резко, хотя вряд ли за этот период уклоняться от налогов стали намного меньше, просто из-за усложнения этой процедуры заниматься такими делами стало труднее и реже стали возбуждаться вполне обоснованные уголовные дела», - заявил Виктор Пинский.
Кроме того, депутат отметил, что обнаружился разрыв в сроках проведения налоговых нарушений.
«Срок проведения налоговых проверок составляет три года, а срок давности привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям УК составляет 10 лет. Если налоговая инспекция в эти три года не уложилась, уголовное дело по нынешней системе уже не может быть возбуждено», - сказал Пинский.
Поддержал его представитель президента в Госдуме Гарри Минх. В частности, он отверг обвинения в попытках «кошмарить бизнес». По его словам, при возбуждении уголовных дел «результаты налоговых проверок будут учитываться».
Обещал это в конце ноября и сам Путин. Президент согласился, что при возбуждении уголовных дел Следственный комитет (СКР) должен запрашивать материалы Федеральной налоговой службы (ФНС). Однако, как отметил глава государства, это не должно давать право бизнесу перекладывать свою ответственность на законопослушных налогоплательщиков — наемных работников.
Выступает против президентских поправок Российский союз промышленников и предпринимателей. Руководители бизнес-объединений просят провести дополнительные консультации по этому вопросу. Предприниматели не уверены, что раскрываемость преступлений повысится, если подобная инновация вступит в силу. Кроме того, они опасаются, что возврат к прежней практике может вновь усилить давление правоохранительных органов на бизнес. В прошлом (до 2011 года) зачастую, особенно на периферии, заводились налоговые дела против бизнесменов без необходимого профессионального обоснования со стороны ФНС. В результате многие из них разваливались в суде или вообще до него не доходили.