О важности закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который придет на смену пока еще действующему ФЗ-94, свидетельствует такой факт. Рассмотрение законопроекта в Госдуме много раз откладывалось, и к марту 2013 года, когда он был принят во втором чтении, депутаты подали почти 800 поправок, больше половины которых были учтены. Недаром, открывая вчерашнее заседание правительства, Дмитрий Медведев заявил, что закон рождался в боях.
Работа продолжается до сих пор. В декабре Госдума с подачи Минэкономразвития рассмотрит очередные поправки к закону.
Кроме того, чтобы он вовремя показал свою эффективность, до 1 декабря нужно принять еще 43 нормативно-правовых документа, касающихся создания контрактных служб, раскрытия информации заказчиками, нового порядка проведения конкурсов и аукционов и так далее. Впрочем, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев это гарантировал.
Без дискуссии, конечно, не обошлось. Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев настаивал, что нижняя планка аукционов для таких работ, как, например, строительство, должна быть не менее 3 млрд руб. Выше — конкурсы. Нельзя ждать и с переводом конкурсов в электронный вид. «Продолжая практику с приемом заявок в бумажных конвертах, мы возвращаемся на десять лет назад», — сказал Артемьев и попросил протокольно зафиксировать его позицию.
Пока же победила точка зрения лоббистов-строителей. По принятому порядку аукционы на строительство будут проводиться для муниципальных нужд со стартовой ценой до 50 млн руб., для федеральных — до 150 млн. В противном случае, например, мэр Москвы Сергей Собянин на всех своих рабочих совещаниях не обещает ни должного качества работ, ни выполнения их в срок.
Своеобразно подвел итоги заседания премьер: «Понятно, что следующий год адаптивный. Прорывов или катастроф не случится. Но бывает так в жизни, что один человек (явный намек на главу ФАС Артемьева. — Л.Б.) идет более правильно, чем весь строй. Давайте посмотрим практику. Тогда и будем принимать решения, возможно, и планку по аукционам поднимем».
Эксперт «МК»
Артем Аветисян, председатель Всероссийского объединения предпринимателей «Клуб лидеров»:
— По экспертным оценкам, объем государственных и муниципальных закупок в 2012 году превысил 8,3 трлн руб., что составляет более 13% ВВП. Создание контрактной системы, меняющей правила игры в сфере госзаказа, напрямую затрагивает интересы российского бизнеса, в том числе малого и среднего. В ней существенно расширена линейка способов определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей; введены новые антидемпинговые меры; предусмотрено создание единой информационной системы в сфере закупок; вводятся процедуры общественного контроля и надзора; усовершенствованы контроль, мониторинг и аудит; введена система планирования закупок; ограничены правовые возможности закупок у единственного поставщика. Говоря о мотивации чиновников к экономии средств, новый закон специальных мер в этом направлении не предусматривает. Он в большей степени нацелен на эффективность госзакупок, чем на снижение их стоимости. В то же время новые процедуры контроля госзакупок, в том числе общественного контроля, обязывают чиновников правильно обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, что поспособствует более адекватному расходованию бюджетных средств.
Статистика ВЦИОМ
В 2013 году 80% респондентов крайне негативно оценивают имеющуюся систему государственных закупок в рамках ФЗ-94. 33% считают, что система непрозрачная и несправедливая. 45% респондентов уверены, что почти все госзакупки коррумпированы. 65% опрошенных считают, что система госзакупок нуждается в кардинальных изменениях.