Казалось бы ничего страшного 27 ноября не произошло. ЦБ на основании дневных показаний торгов на Московской бирже установил на 28 ноября официальный курс рубля к доллару в пределах 33 руб/$, а к евро – 44,83 рубля. В принципе такие (к доллару), либо близкие (к евро) показатели уже были. А затем благополучно откатывались вниз.
К тому же нефть продолжает демонстрировать высокую стабильность (несмотря на некие колебания): 27 ноября Brent стоил $110,85 за баррель. Всего то на 0,09% меньше, чем 26-ого.
Однако рубль падает к основным мировым валютам уже три дня подряд. За это время доллар подрос к рублю на 40 копеек, евро – на 65. Если же подсчитать результаты за весь 2013 год, то получается вообще удручающая картина: доллар вырос более чем на 2,7 рубля, евро – более, чем на 4,7, а потери рубля к бивалютной корзине превысили вообще 9%.
И это не предел. Большинство опрошенных «МК» экспертов уверены, что рубль продолжит падение и достигнет к концу декабря значений в 35 рублей за доллар.
Что же происходит и чего ждать в ближайшее время?
Однозначно – рубль будет только слабеть, хотя время от времени и отыгрывать незначительные позиции. Что характерно, это в последнее время Минэкономразвития постоянно и прогнозировало. В том числе до 2020 года. Однако скорость падения рубля явно ускоряется даже по отношению к самым пессимистическим прогнозам.
Тому сразу несколько причин. Во-первых, почему это рубль должен быть крепок как дуб, когда темпы роста ВВП резко падают. Вместо обещанных правительством 3,4% в этом году, получится в лучшем случае 1,5%. И то только за счет сельского хозяйства, розничной торговли и строительства. Промышленность уже почти год находится в стагнации, а ряд обрабатывающих отраслей – вообще в рецессии.
Мало того, в России большая часть экспорта ограничена двумя-тремя сырьевыми товарами. То есть, нефтью, нефтепродуктами и газом. Цены на них высоки. Но только пока. А если Запад окончательно перестанет считать Иран страной-изгоем? Выброс нефти на мировой рынок сушественно увеличится, а возможности у России увеличения физических объемов вывоза ограничены. Значит наша нефть может серьезно упасть в цене.
Это помимо прочего означает, что положительное сальдо торгового баланса будет стремительно стремительно стремиться к нулю, так как потребности в импорте, наоборот, нарастают.
Далее: из России капиталы бегут не останавливаясь. Последние оценки – до $58 млрд в этом году. А виной тому – «холодный» бизнес-климат.
В результате получается, как отмечает, например, главный редактор «Финансовой газеты» Николай Вардуль, что рубль как бы приговорен при нынешней российской экономической системе к ослаблению.
Дальше прочие факторы. ЦБ, как известно, окончательно выбрал приоритеты. Главное, как еще раз 20 ноября в Госдуме подчеркнула Эльвира Набиуллина, таргетирование (то есть сдерживание) инфляции. Рубль отправляется в свободное плавание. Конечно, в крайних случаях ЦБ поддержит его валютной интервенцией. Но что интересно, если в кризисном 2009 году на поддержание курса рубля ЦБ потратили более $200 млрд, то в этом году не более $14 млрд. Помимо прочего, это сравнение цифр интересно и тем, что спасение рубля в кризис привело к кризису рублевой ликвидности (за доллары скупали рубли) и соответственно к уже нынешним предельно высоким кредитным процентам. Набиуллина предупредила, что инфляция опаснее для граждан России, чем низкий курс рубля.
Так что он будет слабеть. Но в рамках, все же определенным ЦБ. Как никак слишком слабый рубль плох тем, что к нам не придут инвестиции, а значит не будет роста ВВП и зарплат.
Поэтому придется готовиться к следующему: росту цен на импорт и падению выгод от размещения в рублевых депозитах. Иными словами, храните деньги в долларах под подушкой!