Всемирный конгресс — еще одна из инициатив Фонда наряду с ежегодной Всемирной неделей предпринимательства (ВНП), которая завершилась вчера и охватывает уже около 140 стран, включая Россию. Неделя рассчитана прежде всего на молодежь, открывшую или только собирающуюся открыть собственное дело. Для участников ВНП проводятся тренинги, конкурсы, выставки проектов, показы документальных фильмов об успешных компаниях, конференции, встречи с инвесторами.
Такая фокусировка на молодежи не случайна. С одной стороны, как отмечает Ортманс, именно малый и средний бизнес — и в особенности молодые инновационные фирмы — сейчас становятся двигателями экономики в развитых странах. «В США ежегодно новые компании в возрасте до 5 лет создают около 3 млн рабочих мест, тогда как старые гиганты, наоборот, теряют до 1 млн сотрудников», — говорит «МК» Ортманс. Малые компании стремятся к росту. При этом многие изначально ориентированы на внедрение передовых технологий в производственный процесс, экономию трудовых ресурсов, поэтому персонал таких «умных фирм» меньше рискует попасть под сокращение с развитием инноваций.
Вместе с тем в 2014 году безработица среди молодых людей до 25 лет достигнет отметки около 73 млн человек в мире. И этот факт, по мнению Джонатана Ортманса, тоже говорит о том, что создание новых компаний актуально как никогда.
— Молодое предприятие можно сравнить с маленьким ребенком, — замечает эксперт. — Ему надо помочь встать на ноги. Наша задача в ходе Всемирной недели предпринимательства и в ходе Всемирного конгресса — делиться лучшими программами, нормами поддержки МСП, а также выявлять те трудности, которые мешают бизнесу развиваться. Например, одна из проблем, существующих в Соединенных Штатах, заключается в том, что иностранцы, которые получили в американских университетах качественное образование и могли бы основать свои компании в США, уезжают из-за визовой бюрократии.
Кстати, специально к Всемирной неделе предпринимательства было проведено международное исследование деловой среды в 30 государствах на шести континентах. Респондентам предложили ответить на 12 вопросов о том, насколько их устраивают различные аспекты ведения бизнеса в стране, чтобы потом изложить результаты национальным правительствам. В частности, во всем мире предприниматели выше всего оценили доступ к информационным ресурсам (консультанты, менторы, общение с коллегами), а худший средний балл получила сфера регулирования бизнеса органами власти. Что в очередной раз продемонстрировало важность диалога предпринимателей с политиками.
В марте в Москве о возможностях эффективного сотрудничества расскажут Майкл Хезелтайн, британский предприниматель, яркая фигура правительства Маргарет Тэтчер; министр науки и технологий Китая Ван Ганг; дизайнер одежды и предприниматель Марк Эко, начавший с продажи футболок и доросший до глобального бизнеса; Терри Лихи, бывший гендиректор одной из крупнейших в мире розничных сетей Tesco и другие.
Не обошли вниманием на прошедшей Неделе и роль прессы в развитии предпринимательства. Агентство стратегических инициатив при Президенте РФ подвело итоги II Всероссийского конкурса журналистов, рассказывающих об успехах и проблемах отечественного бизнеса. Правда, мнения экспертов относительно целей СМИ разошлись. Председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов вспомнил западных акул пера, чьи публикации способны обвалить или поднять рынок.
Губернатор Кировской области Никита Белых предложил неожиданное сравнение: сегодня власти похожи на молодого человека, которому приходится «подмигивать девушке в темной комнате», а она не замечает. И АСИ, и правительство Москвы «мигают бизнесу всеми глазами», но программы господдержки надо шире освещать.
В свою очередь гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин заметил, что приветствует критику: журналистская аналитика помогает АСИ при разработке «дорожных карт» по улучшению инвестклимата в стране. А столичный министр Алексей Комиссаров все-таки отдал предпочтение историям предпринимательских побед, которые могут вдохновить кого-то на открытие своего дела. Кстати, именно за такой рассказ о фермере-энтузиасте, поднявшем разрушенное растениеводческое хозяйство, получила награду конкурса автор «МК в Тамбове» Вера Степанова.