Последние Основные направления денежно-кредитной политики пришлись по душе депутатам Госдумы вне зависимости от их партийной принадлежности. Документ в отличие от предыдущих получился коротким, но при этом весьма емким, так как в нем не стали освещать буквально все направления деятельности ЦБ, а ограничились именно денежно-кредитной политикой. Текст был максимально упрощен, а заодно был снабжен глоссарием (словарем) специфических терминов. Об этом, кстати, депутаты давно просили ЦБ и наконец своего добились. И теперь они все поняли, что особо подчеркнул зампред Комитета по финансовым рынкам, эсер Анатолий Аксаков. (Увы, этого не скажешь о пенсионной реформе, которую все же утвердили в первом чтении накануне...)
Поэтому вчерашняя дискуссия в Госдуме была по существу. Депутаты в основном поддержали новую стратегию ЦБ по резкому сдерживанию инфляции (впрочем, начало этой политике было положено еще предшественником Набиуллиной на посту председателя ЦБ Сергеем Игнатьевым). Тем более что ЦБ перестал прикрываться мало относящейся к реальной жизни базовой инфляцией, а поставил задачу сдержать рост потребительских цен (на продовольствие, другие основные продукты потребления, на услуги естественных монополий) в будущем году на уровне 5%, в 2015-м — 4,5%, в 2016-м — 4%. Правда, Набиуллина призналась, что определенный диапазон колебаний ЦБ себе все же позволит — 1,5% в ту или иную сторону. Ряду депутатов такие колебания показались слишком большими. Но глава ЦБ объяснила, что потребительские цены слишком неустойчивы из-за, например, сезонности. Поэтому без инфляционного коридора не обойтись в течение нескольких месяцев. Но если показатели инфляции серьезно нарушают границы в среднесрочной перспективе, то это «уже сигнал о необходимости изменения экономической политики».
Важность первоочередной борьбы с инфляцией для ЦБ определяется не только защитой интересов рядовых граждан. Это еще и инструмент для стимулирования роста ВВП.
Как известно, он в этом году стремится к нулю. По последнему прогнозу Минэкономразвития, рост не превысит 1,8% (хотя год назад рассчитывали на 3,4%). Другие эксперты предсказывают не более 1,3–1,5%. Промышленность вообще уже шесть месяцев подряд находится в стагнации. В ближайшие три года ожидать роста более чем в 2,8–3% не приходится. Так вот, по мысли Набиуллиной, «ценовая стабильность» крайне важна для раскрутки роста и в особенности для обеспечения «дружественности» экономики к проектам с длительной окупаемостью. В общем, как подчеркнула Набиуллина, инфляцию легко раскрутить, но сложно обуздать.
Что же касается кредитных ставок, то Набиуллина категорически против немедленного, как к этому и призывали многие депутаты, снижения ставки рефинансирования ЦБ (8,25%). Это приведет только к раскрутке инфляции и оттоку капиталов. Другое дело, что к 2016 году этот инструмент полностью уступит место ключевой ставке (5,5% сейчас). Она должна обеспечить наряду с другими новыми инструментами минимальную цену займов для реального сектора. Правда, рядовым потребителям на это рассчитывать не стоит. Рынок потребительских кредитов, по замечанию Набиуллиной, перегрет. Поэтому здесь стоит ждать ужесточений в виде, например, возврата разного рода обеспечительных мер.
И, наконец, рубль ЦБ окончательно отправит в свободное плавание, отказываясь от большинства валютных интервенций. К этой же мере только что прибег и Национальный банк Китая. Что будет с рублем и юанем в среднесрочной перспективе, пока неясно. Но то, что сейчас рубль как никогда устойчив, сомнения не вызывает.
Между тем вчера же Госдума приняла во втором, основном чтении бюджет 2014–2016. При принятии более 400 поправок удалось несколько увеличить социальные расходы и поддержку науки.