Субботний форум готовили с августа, участники на него приедут из всех 83-х регионов страны, всего 807 человек. Две трети представителей (66%) - не из столичных регионов, а из... здесь хорошо бы смотрелось слово «глубинка», но оно явно неуместно: лидируют по числу участников в форуме как раз не депрессивные территории, а крупные промышленные центры или субъекты Федерации «с высоким уровнем гражданской и отчасти протестной активности». Это Пермский и Красноярский край, Челябинская, Новосибирская, Нижегородская области. Словом, Кудрин, которого в 2011 году весьма благосклонно принимала Болотная площадь, выступает как спикер не от столичных хипстеров, а от развитой провинции. 78% представителей — от некоммерческого сектора. И никакой особой ориентации на восторженную, но неопытную молодёжь: «салаг» до 30 лет будет лишь 12%.
Масса выявленных экспертами проблем разделена на 4 «больших круга»: «Власть», «Общество», «Экономика» и философское «Жизнь». В каждом выделяются «малые круги». Например, в «Экономике» есть «малый круг» - «Сельские территории». И вот тут уже доходит до формулировки конкретных проблем, которые описаны подчас весьма афористично. Например, так: «Нужны школы, больницы, дороги, а не футбольный «мундиаль».
Кстати, «МК» не обнаружил в этом длинном в списке ни одного специального отсека, посвященного теме выборов. А ведь казалось, в декабре 2011 года с этого всё и началось! Права, президент фонда «ИНДЕМ» Георгий Сатаров (на форуме будет вести круг «Власть») успокоил: про выборы будет в «малом круге» под заголовком «Народовластие и политическая конкуренция». А может, даже и два таких малых круга наберётся.
Есть в списке и «малый круг», посвящённый 20-летию российской Конституции. Тут главные беды такие: отсутствие безусловного права выхода из гражданства, манипулирование антиэкстремистским законодательством, уход от светского государства с выборочной поддержкой религиозных конфессий. А также — право на забастовки и митинги (эксперты назвали это «узакониванием социальных конфликтов») при отсутствии норм «социального сотрудничества».
«МК» поинтересовался у Алексея Леонидовича: не собирается ли он направить свои предложения по корректировке Основного закона в Конституционный совет, который теперь будет действовать для этих целей при главе государства? Оказалось, что «его никто не приглашал». «Я осторожно отношусь к изменению Конституции и считаю, что все предложения должны быть широко обсуждены в течение месяцев, а то и лет, - заметил он. - Это должно быть мнением большинства. Боюсь, что в узком кругу выработают какие-о предложения — и они будут, как это у нас бывает, приняты в течение нескольких месяцев».
А ведь Кудрин в 1993 году был участником Конституционного совещания по подготовке действующей редакции Основном закона. О чём и вспомнил, отвечая на вопрос «МК»: «У меня даже до сих пор лежит личный экземпляр Конституции с подписью Бориса Ельцина, а недавно я получил на 15-летие Конституции грамоту президента. Такой есть исторический факт». Так что глава КГИ мог бы теперь с полным правом выступить с парочкой идей. Но — не хочет. Это принцип: в политику не лезть, просто показать обществу «альтернативную точку зрения». «Рано или поздно, пусть даже через пять лет, возникнет лакуна и появится вопрос, «а что же делать?» - пояснил Евгений Гонтмахер. Видимо, вот тогда-то КГИ и будет ждать, что его «призовут» на разгребание авгиевых конюшен отечественной политики.