К ним относятся, помимо Российской Федерации, практически все значимые финансовые центры мира, включая Австрию, Великобританию, Люксембург, Мальту, Сингапур и Швейцарию. Ожидается, что вскоре последуют Гонконг, Каймановые острова и Нормандские острова (Гернси и Джерси). Российская Федерация подписала конвенцию 3-го ноября 2011 г. Для начала обмена информации между Российской Федерацией и Княжеством необходима ратификация конвенции, отсутствующая на сегодняшний день как в РФ, так и в Лихтенштейне. Вероятно, Лихтенштейн ратифицирует конвенцию в ближайшие два-три года.
Это развитие является, с моей точки зрения, не решающим, а лишь дополнительным веским аргументом для налоговой честности российских налогоплательщиков, обслуживающихся в финансовых учреждениях Княжества. В нем четко отражается глобальная тенденция к налоговой прозрачности, ставящая игроков рынка wealth management перед новыми задачами. Состоятельные россияне, которые обладают банковским счетом в Швейцарии либо прибегают к услугам швейцарских трасти, познакомились с этой задачей уже в 2011 г., когда обмен информацией по налоговым вопросам между Россией и Швейцарией был расширен в результате протокола о внесении изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения, вступившего в силу с 1-го января этого года.
Новой задачей для профессионалов и клиентов станет спонтанный обмен информацией, объем которого в многом будет зависеть от тщательности адвокатов и трасти. Наиболее часто практикуемым подходом в двусторонних договорах об избежании двойного налогообложения или договорах об административной помощи в налоговых вопросах является обмен информацией на основании запроса. В отличие от этого подхода, спонтанный обмен информацией основывается на обязательстве властей одной из договаривающихся сторон, при выявлении обстоятельств, которые предоставляют интерес для фискальных кредиторов другой договаривающейся стороны, поделиться с последними такой информацией и без соответствующего запроса. Именно этот подход предусмотрен, наряду с обменом информацией на основании запроса, в конвенции. Менее щадящим для заинтересованного в конфиденциальности обладателя информации является лишь так называемый автоматический обмен информацией, который по крайней мере на сегодняшний день в рамках Организации экономического сотрудничества и развития на многостороннем уровне не обсуждается. Тем не менее, именно автоматический обмен информацией может стать новой реалией рынка wealth management в ближайшем будущем.
Несоответствие налоговым требованиям часто представляет собой одну из забот состоятельных семей и не является исключительно особенностью российских клиентов. Среди состоятельных семей из Западной Европы несоответствие налоговым требованиям нередко имеет сугубо исторические причины, которые уходят в передряги первой и второй мировых войн прошлого столетия. Последующие поколения бенефициаров в послевоенных годах уже родились с налоговой проблемой на своей родине. Не секрет, что банковская и фидуциарная индустрия в послевоенных годах подчас злоупотребляла профессиональной тайной, зачастую даже активно советуя бенефициарам скрывать свои оффшорные авуары.
Налоговая честность являлась и в прошлом неотъемлемым условием успеха любой концепции защиты имущества. Выбор клиента между «закопать глубже» и „решить налоговую проблему в корне“ встает в изменяющемся мире в новом свете. На мой взгляд, состоятельному российскому клиенту нужно обратить свое внимание прежде всего не на то, как скрыть информацию, а на то, как защитить свое состояние в потенциальном случае обмена информации между налоговыми властями или даже в случае непредвиденной утечки информации. Тщательное планирование защиты имущества требует правильное решение налоговых вопросов затронутых структурой юрисдикций. Ведь нерешенные налоговые вопросы прошлого – прекрасная находка для любого недоброжелателя.
Специально для МК.RU
Демьян Сотбарн
адвокат, Управляющий партнер компании Senat Trust AG