На сегодняшний день в ФНБ, куда в течение последних лет капали излишки нефтяных доходов, скопилось 2,845 трлн руб. Положение о фонде позволяет инвестировать до 40% имеющихся в нем средств, напомнил Путин, однако делать это нужно максимально эффективно, чтобы не только сохранить резервы, но и обеспечить их доходность. "Те, кто думает, что мы можем его полностью израсходовать, ошибаются",- подчеркнул президент. По его мнению, ФНБ вместе с пенсионными накоплениями является "подушкой безопасности" для экономики и социальной сферы, и эта "базовая роль фонда должна быть сохранена".
В июне на Питерском экономическом форуме были озвучены три инфраструктурных проекта, которые могут быть профинансированы за счет ФНБ - это Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) в Московской области, высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Москва — Казань и модернизация Транссиба. Вчера Путин ВСМ до Казани в числе приоритетов не назвал. "Это логично, - считает представитель правительства, - Во-первых, проект слишком дорогой (общая стоимость оценивается в 800-900 млрд руб, доля ФНБ должна была составить 150 млрд), а во-вторых, не очевидный. Не понятно, зачем строить скоростную дорогу именно в Казань, если есть города с гораздо большим пассажиропотоком".
Известно, что против проекта ВСМ активно интриговало московское правительство, заинтересованное в дополнительных инвестициях в развитие московского транспортного узла (МТУ). В мэрии была подготовлена презентация для премьер-министра Дмитрия Медведева, доказывающая, что, вкладывая деньги в МТУ, государство получит гораздо больший экономический эффект, чем от строительства ВСМ в Казань. "Трудно сказать, что повлияло на решение, но наши доводы были убедительны", - считает источник в горадминистрации.
Два других проекта - ЦКАД и Транссиб, судя по словам Путина, сохранили свои позиции в шорт-листе претендентов на средства ФНБ. Смысл модернизации Транссиба и БАМа - разблокировать развитие сырьевых проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. При этом БАМ планируется ориентировать на грузы, а Транссиб - в первую очередь на перевозку пассажиров. Что касается ЦКАД, то главная задача новой кольцевой автодороги - разгрузить МКАД, задыхающуюся от транзитного транспорта. К сооружению магистрали, которая пройдет в 35-50 км от столицы, планируется притупить в 2014 году. Ожидаемые инвестиции ФНБ - 150 млрд руб или половина стоимости трассы.
Кроме того, Путин перечислил проекты из лонг-листа, которые уже привлекли 9 млрд долларов частных инвестиций: это - информационные технологии, энергетика, развитие портов, строительство трубопроводов и тд. По словам президента, этот "солидный портфель", может стать приличным подспорьем для инвестиций Фонда национального благосостояния.