Американцы старшего поколения помнят длинные очереди на бензоколонках и вывески: «Бензина нет». Помнят дикую дороговизну топливного мазута и автомобильного горючего. Это было в эпоху существенной зависимости США от нефтеимпорта с Ближнего Востока. Хотя этот регион никогда не поставлял более чем 15% потребляемой Штатами нефти (а сегодня его доля упала почти вдвое), 15% – тоже не маленький кусок, отсутствие которого жители США почувствовали очень сильно. И сделали выводы.
В 1975 году Конгресс США принял закон, обязавший автопроизводителей вдвое повысить экономичность выпускаемых ими машин. Очередное удвоение экономичности двигателей должно произойти к 2025 году – в соответствии с законом, принятым в 2012-м. Американские энергетические компании, до нефтяного кризиса 1973 года работавшие на мазуте, в своем большинстве переключились на уголь и газ. Частные домовладельцы (а ими являются две трети населения США) тоже в массовом порядке перевели отопление своих домов с мазута на газ и стали уделять внимание теплоизоляции. Государство ввело материальные стимулы улучшения теплоизоляции.
Позже, однако, нефть подешевела, и в 90-е годы в Америке возродился «энергетический нигилизм» советского образца: частные дома строили без утепления, в многоквартирных домах жильцы выпускали избыточное тепло через открытые окна, народ снова стал покупать просторные, прожорливые автомобили. В конце 90-х галлон (3,79 литра) бензина стоил доллар с копейками. А во второй половине 2000-х – уже в три с лишним раза больше. Тогда снова сделалось актуальным энергосбережение...
Но потом был кризис 2008 – 2009 годов: он сбил цены на всё, в том числе и на нефтепродукты – понизился платежеспособный спрос. Параллельно происходил еще один процесс: новые технологии (гидроразрыв пласта и наклонное бурение) сделали рентабельной массовую добычу «тяжелой нефти», залегающей в сланцах Северной Дакоты, Юты, Техаса, в нефтяных песках канадской провинции Альберта и многих других районах Северной Америки. Эти факторы определили вектор цен на нефть и бензин – они идут вниз, несмотря ни на какую напряженность в регионе Ближнего и Среднего Востока.
«Сланцевая революция» уже дала Штатам полное самообеспечение природным газом – газа так много, что он «рвется из хранилищ» на экспорт. Одновременно происходит форсированное (хотя и не такое быстрое, как в некоторых других странах Запада) развитие альтернативной энергетики – энергии ветра, солнца, морских приливов и т.д. Это дополнительно снижает потребность в нефти.
Сегодня энергетическая «картина маслом» выглядит примерно так. Производя примерно четверть глобального ВВП, США потребляют пятую часть мировой энергии. Китай потребляет больше, но население КНР в четыре с лишним раза превосходит население США, а китайский ВВП на треть меньше американского. В пересчете на душу населения средний американец сегодня потребляет энергии в три с половиной раза больше, чем средний китаец, и вдвое больше, чем средний россиянин.
Ближний Восток уже никогда не сможет поставить Америку на колени нефтяным эмбарго. И не только не сможет – не захочет: без американского рынка не могут обойтись ни арабские нефтяные деспоты, не венесуэльские нефтяные революционеры. Кстати, пятерка главных поставщиков нефти на американский рынок выглядит так: Канада, Саудовская Аравия, Мексика, Венесуэла, Нигерия.
Близится час, когда США будут полностью сами обеспечивать свою потребность в нефти – это произойдет, по расчетам экспертов, к 2035 году. Намного раньше, к 2020 году, как прогнозирует Международное энергетическое агентство, Америка оставит позади и Саудовскую Аравию, и Россию, производя более 11 млн. баррелей в день.
Каковы же уроки прошедших 40 лет, актуальные для России?
Нефтедобывающие страны Ближнего Востока не использовали свое богатство, которое им подарило «черное золото», для создания современной, многоотраслевой экономики. (И Россия – тоже). Это делает их уязвимыми в свете уменьшения глобального спроса на ископаемые углеводороды в целом и на их углеводороды в частности.
Авторитарные режимы Ближнего Востока не использовали нефтяное богатство для повышения благосостояния широких слоев народа, создания современной политической системы, гражданского общества. (И Россия – тоже). Нищие, обозленные люди – благодатный материал для вербовки в ряды религиозных фанатиков, террористов и анархистов. Арабские революции – пример того, к чему приводит бездумная «нефтянка». Не дай Бог этого России...
Нью-Йорк