При нынешней конкуренции наличие в линейке хорошего приложения является важным шагом по привлечению клиентов. Например, Сбербанк запустил продукт-комбинацию из сервисов мобильного банка и интернет-банкинга для оплаты услуг ЖКХ. Суть в следующем. Клиент подключает сервис в своем интернет-банке, указывает, за что платить (квартплата, электроэнергия, телефон, интернет, ТВ), и указывает, с какой банковской карты производить платеж. Можно также поставить максимальную или фиксированную сумму, а также периодичность оплаты. Банк получает от поставщика услуги информацию о сумме счета, которую поставщик услуги рассчитал клиенту. Клиент получает sms-сообщение о том, что выставлен счет. На следующий день банк перечисляет указанную сумму с карты клиента на счет поставщика услуги.
В настоящее время банки предоставляют клиентам возможность использовать мобильный телефон не только для контроля за состоянием счета, но и для совершения операций. Нордеа Банк готовится запустить мобильную версию системы дистанционного банковского обслуживания, которая позволит клиентам управлять банковскими счетами через мобильный телефон на платформе iOS или Android. Для совершения операций клиенту потребуется доступ в Интернет. Банк рекомендует пользователям услуги «Мобильный банк» отслеживать переполнение буфера центра коротких сообщений мобильного телефона в связи с тем, что сроки доставки сообщения ограничены 24 часами с момента отправки sms-уведомления.
При нахождении клиента в зоне международного роуминга доставка sms-сообщений зависит от локального оператора, к которому произведено временное подключение мобильного телефона клиента, и наличия у него роуминговых соглашений. «В большинстве случаев информация в виде sms-сообщений успешно доставляется на мобильный телефон клиента. Однако существует ряд технических особенностей у сотовых операторов в Индонезии, Италии, Корее, Японии и некоторых других странах, которые могут послужить причиной сбоев в доставке sms-сообщений», — говорит заместитель директора департамента розничного бизнеса Нордеа Банка Ольга Снегирева.
Банк БКС-Премьер дает возможность осуществлять обмен валюты по курсам, максимально приближенным к текущим биржевым котировкам. Это удобно в период отпусков, когда можно обменять валюту прямо по дороге в аэропорт. В мобильном банке можно быстро изменить основной счет карты, выбрав из имеющихся открытых счетов в рублях, евро, долларах США.
Сейчас общее количество телефонов увеличивается, они становятся более интеллектуальными, постоянно расширяется функционал по предоставлению банковских услуг с использованием телефона, отмечают эксперты. «Уже сейчас стирается грань между телефоном и компьютером, и мобильные приложения становятся более интеллектуальными и удобными. Сейчас идет работа над более точной идентификацией клиента — возможность идентифицировать хозяина по совокупности биологических параметров: ритм сердца, отпечатки пальцев, сетчатка глаз», — сообщил председатель правления банка БКС Премьер Эмиль Юсупов. Появляются разные расширения: очки с встроенным монитором, часы, связанные с мобильником с возможностью получения информации об основных событиях.
В последнее время все больше банков уделяют пристальное внимание вопросам дистанционного обслуживания, в частности развитию мобильного банкинга. Чтобы выделиться на фоне остальных банков, уже мало просто дать клиентам возможность узнать баланс по своей карте или как добраться до ближайшего банкомата. Необходимо предоставить клиентам возможность осуществлять такие же операции, как в отделении, и даже больше: оплата услуг, переводы между счетами и картами, управление лимитами, специальные предложения, операции по депозитам и кредитам и т.д.
«Мобильный банк является по своей сути неотъемлемой частью дистанционного обслуживания и в скором времени может стать более удобным аналогом интернет-банка на мобильных устройствах», — уверена Наталия Масарская, начальник отдела развития альтернативных каналов продаж Райффайзенбанка. Клиенты банка в любое время могут посмотреть информацию по счетам, картам, депозитам, ПИФам и кредитам. Кроме того, можно осуществить поиск на карте ближайших банкоматов и отделений банка с просмотром детальной информации — адреса, режима работы, наличия валют, возможности внесения наличных.
СМП-Банк запустил мобильную версию интернет-банка в начале сентября. Она дает возможность пользователям оплачивать услуги за Интернет, ЖКУ, мобильную связь и т.д. При этом список получателей платежей в мобильной версии полностью совпадает с перечнем основной версии. Таким образом, ее пользователи в этом смысле ничем не ограничены и могут выполнять ровно те же операции, что и при использовании обычного компьютера. «В функционал системы входит также просмотр остатков по счетам, вкладам и картам, получение выписок, детализации и информации о лимитах. Еще одна опция, которую мы считаем очень важной, это возможность блокировать свои карты», — говорит Дмитрий Светлов, заместитель председателя правления СМП-Банка. По его словам, одна из основных тенденций, существующих сегодня, напрямую связана с размером экранов мобильных устройств. Очевидно, что объем информации, который можно разместить комфортно для пользователя на небольшом экране, ощутимо меньше, чем, скажем, для офисного монитора. Поэтому разработчики систем стремятся сделать их неперегруженными и интуитивно понятными. При этом функционал «банков в кармане» не должен быть слишком сильно урезан. Совместить эти требования — задача непростая.
Дарина Щербакова, бизнес-аналитик управления развития технологий клиентского сервиса Банка Хоум Кредит, к основным тенденциям на рынке относит развитие технологий онлайн выдачи кредитов, функционала персонального финансового менеджера (категоризация расходов, постановка финансовых целей, бюджетирование и т.п.), интеграцию с социальными сетями, редизайн iPhone и iPad версий в связи с запуском операционной системы iOS7.
Банкиры считают, что у мобильного приложения большое будущее. Со временем оно должно заменить пластиковую карту, интернет-банк и проездной билет. Уже сейчас при прочих равных условиях проще провести операцию в мобильном телефоне хотя бы из-за упрощенной процедуры авторизации.
«Наличие или отсутствие мобильного банкинга для некоторых клиентов является важным фактором при выборе банка для обслуживания. При этом важно обратить внимание на два фактора: во-первых, насколько удобно и логично устроен интернет-банк (у многих кредитных организаций есть тестовые версии систем), во-вторых, насколько банк заботится о безопасности платежей, какие способы аутентификации предлагает», — резюмирует Светлов.
Конечно, и самим клиентам надо соблюдать самые простые правила защиты информации: не держать в незашифрованном виде пароли от интернет-банка на своем мобильном устройстве, блокировать устройство после проведения платежей и никогда никому не передавать логины и пароли, которые могут дать доступ к его финансовым средствам.