Правительство уже решило, что Россия живет на широкую ногу. Сначала на 5% подрежут «незащищенные статьи» бюджетных расходов, а в перспективе Министерство финансов готовит масштабное наступление на и без того тощие кошельки пенсионеров, льготников и прочую соцсферу, которая у нас формально числится приоритетом. Активно сокращаются расходы на здравоохранение и образование. Очередь дошла и до ликвидации господдержки дальних перевозок (свыше 1,5 тыс. км). Антон Силуанов предложил не финансировать больше из казны плацкартные билеты. В этом случае лучше уже летать самолетами.
На пресс-конференции 18 сентября эксперты за круглым столом единогласно выступили с критикой в адрес правительства. По их мнению, затраты монополиста на дальние маршруты, которые ранее поддерживались из государственной казны, в случае принятия предложения Минфина, лягут на плечи пассажиров.
По их мнению, основная проблема заключается в том, что прежде всего перемены коснутся тех граждан, которые предпочитают плацкартные вагоны для путешествия на дальние расстояния, поскольку именно их субсидирует государство. Цены на них могут вырасти минимум в полтора раза.
Например, поездка поездом из Москвы во Владивосток обойдется пассажирам плацкарты приблизительно в 13,5 тысяч рублей (на данный момент 9 тысяч рублей). Для сравнения, перелет из столицы во Владивосток сегодня стоит 13 тысяч рублей.
Руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук предупредил о том, что отмена субсидирования дальних перевозок прежде всего ударит по социально-незащищенным слоям населения. «Есть ли смысл говорить о том, мы слишком отличаемся Европы? Россияне — народ не богатый, без внушительных доходов. Вместо того, чтобы безадресно распределять и сокращать субсидии, правительству необходимо решать комплексную задачу по транспортному обеспечению социально незащищенных слоев населения», - сетует Савчук. По его мнению, наказывать всех путем отмены субсидирования в корне неверно, данная мера лишь отсечет часть населения от транспортных услуг. И небо, и земля столкнутся с оттоком пассажиров.
Своего коллегу поддержал председатель Правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: «Минфину вообще не следует заниматься решением каких-либо транспортных задач. Все-таки, это прерогатива специализированных ведомств, например, Минтранса» - заключил эксперт.
Между тем, РЖД каждый год заявляет, что пассажирские перевозки на дальние расстояния убыточны, и просит у правительства субсидии. В 2012 году убытки монополии по этому направлению составили 18,7 млрд рублей, а субсидии из федерального бюджета превысили 30 миллиардов.
Хоть решение по данному вопросу не принято, эксперты уже выражают беспокойство тем, что расчеты Минфина могут не сбыться — билеты на поезд подорожают из-за отсутствия господдержки, а авиакомпании снижать цену на перелеты не станут. И тогда у граждан не останется выбора вовсе.