Честно скажу: электронные аукционы далеко не так просты, как мне, да и некоторым моим товарищам казалось вначале. Несмотря на то что работаю на рынке ИТ-услуг с 1999 года.
Начинал я с ремонта компьютеров. Вложил тогда $500, купил технику, заплатил за аренду. Уже через полгода мы вышли на серьезные обороты. Нашими основными заказчиками всегда были федеральные ведомства и организации. С принятием закона №94-ФЗ мы, как и наши заказчики, перешли на открытые торги. Года два выигрывали конкурсы и запросы котировок, а также “бумажные”, или, как мы их называем, “ручные”, аукционы, затем перешли на электронную площадку. Весомая часть нашего бизнеса — это госзаказ. Поэтому переход на электронные торги — это естественная жизненная необходимость. Мы тогда удержали клиентов, а благодаря открытым формам рынка появились новые.
Сейчас я руковожу компанией вместе с женой. В аукционах мы участвуем постоянно. Что касается выбора площадки, то он был не случайным. Не могу сказать, что дотошно изучал все действующие электронные площадки, но, делая выбор, все-таки как бы приценивался, взвешивал разные вещи. ЕЭТП, на мой взгляд, площадка с самым большим опытом. Из пяти сертифицированных правительством национальных операторов на данный момент работают только три. Торговая площадка www.roseltorg.ru была открыта самой первой. Именно она аккумулировала опыт многих лет электронных торгов. Через эту систему работают большинство госзаказчиков, которые размещают миллиардные заказы.
Я сказал, что электронные аукционы не просты, это правда, но и страшного ничего не оказалось, когда более предметно стал разбираться. Я еще до регистрации пару дней походил по сайту. Посмотрел, что к чему, куда и как. Сразу все понял, осталось только работать. Поэтому проблем с регистрацией и получением ЭЦП не было. Причем я проходил регистрацию на нескольких площадках, и объективно www.roseltorg.ru мне понравился больше всего. Все прошло четко, в одно касание. Мы отослали документы, они оперативно ответили. И все! Работайте, пожалуйста!
Так же быстро разобрались с интерфейсом программы. Правда, меня знакомые, которые не решатся участвовать в электронных аукционах, все пытают: неужели у меня никаких проблем не возникало и все шло как по маслу? Отвечал честно: один раз нас на аукцион не выпустили из-за нашей, мягко говоря, “недочитки” закона. Пришлось читать закон №94-ФЗ более внимательно. Хоть он и тяжеловат для восприятия, но многое стало понятным. А так пока особых проблем не возникало.
Что мне нравится в электронных аукционах, что их существенно отличает от “ручных” — так это 10 минут на подачу ценового предложения. Раньше было по-другому: полный зал народа, очень динамично летают карточки. Нужно было успеть среагировать за три удара молотка аукциониста. Скажу вам, это был еще тот адреналин. Вот-вот должен прозвучать последний удар, и ждешь его — вдруг кто-то перебьет цену! Все на эмоциях играли, и часто результат был негативный — снижали цену ниже размера обеспечения контракта. Глаза на лоб — и идет до конца! Сейчас очень удобно: есть 10 минут, и их вполне достаточно, чтобы взвесить все “за” и “против”, принять решение, участвовать дальше или нет. В электронных торгах выигрывает тот, кто реально выигрывает.
Интересно, что раньше, чтобы выиграла определенная фирма, заказчики часто указывали в документации искусственно зауженные спецификации товара. Все начали жаловаться в ФАС. Были случаи, когда трое из четырех участников совместно подавали жалобу. Ведомство приняло жесткие меры, стали нещадно отменять итоги торгов, проверять всех и вся. В итоге добились того, что допускать к торгам стали всех: пятнадцать фирм — значит пятнадцать и участвуют. Использовать уловки стало опасно. Теперь, похоже, таких госзаказчиков практически нет. Да и сами аукционы сейчас стали намного чище. Прежде мы с конкурентами встречались на торгах, все знали друг друга. Конечно, появлялся, чего скрывать, так называемый человеческий фактор. Сейчас никто не знает остальных участников аукциона. Можно только догадываться, кто там может быть. Заниматься воровством информации себе дороже. Глупо и неэффективно. Ведь информация об участниках не гарантирует победы в торгах. В то же время сейчас все наглядно, прозрачно. Вся информация есть на сайте.
Есть еще один весьма часто задаваемый в нашей среде вопрос, реально ли представителям малого бизнеса участвовать и выигрывать торги, не используя коррупционные связи? Уверен, что реально. И у меня есть такие примеры. Госзаказчик работал с одной фирмой, представители которой говорили, что не бывает цен меньше, чем у них. Но аукцион выиграли мы, предложив реальные цены. И сейчас именно наша фирма работает с этим ведомством.
Для меня как для бизнесмена очень важно, что участие в торгах увеличило число наших клиентов. Немного изменился и состав. Раньше, во время “ручных” аукционов, наш портфель формировался в основном крупными заказчиками. Сейчас он компенсируется несколькими более мелкими. Соответственно подрос объем.
Что касается планов на будущее, то весьма заманчиво, когда регистрируешься на площадке, выбирать сферу рынка. Особенно когда рядом есть строчки, где стоит “0 участников”, а деньги в этих областях немалые. Я начал задумываться о расширении бизнеса, тем более что с нового года станет доступен региональный рынок госзаказа. Поэтому я собираюсь участвовать в аукционах и выигрывать, увеличивать число заказчиков, занимать ниши в смежных областях, расширяя спектр предоставляемых услуг.