— Геннадий Валентинович, из-за чего столичные власти решились на перемены? Почему так много внимания уделяется развитию электронных торгов?
— Столица пошла на этот беспрецедентный шаг ради того, чтобы, сэкономив бюджетные деньги, развивать и дальше социальные программы — строить детские садики, школы, поликлиники, жилые дома.
Мы вступаем в новую эру размещения государственных заказов. Сегодня перед нами стоит три задачи: во-первых, минимизировать и исключить сговор участников аукциона, который приводил бы к неэффективному использованию бюджетных денег. В этом нам поможет прозрачность действий госзаказчиков и анонимность участников торгов. Во-вторых, без перехода на интернет-торговлю Москва не сможет стать полноправным мировым финансовым центром. Большинство развитых стран уже перешли на обмен документов в электронном виде. И, в-третьих, электронный формат, бесспорно, приведет к стандартизации госконтрактов и по форме, и по содержанию.
— И как будут решаться эти задачи?
— Сегодня наша главная цель — научить представителей малого и среднего бизнеса пользоваться инструментами, подготовить для них специалистов-операторов. Все обучающие семинары на базе Тендерного комитета, на базе ЕЭТП проходят бесплатно. Еще один важный акцент: мы намерены поставить плотный заслон манипуляторам. Теперь рейдеры за свои проделки будут наказаны рублем: денежные залоги им возвращаться не будут. А недобросовестных заказчиков ждут административные взыскания. Хочу проинформировать всех участников торгов, что система электронных торгов — это не временный эксперимент, это новые правила игры, которые нужно принять.
— Прошло два месяца работы департамента в новом режиме. Какие тенденции можно выделить?
— Выросла результативность торгов. По оперативным данным нашего департамента, на 1 сентября этого года увеличилось количество участников. Если до 1 июля на обычном аукционе в среднем было 4 участника, то в конце августа за победу на электронных торгах борются в среднем около 5 участников. Снизилось и предложение по цене. Специалисты ЕЭТП постоянно увеличивают количество сервисов для проведения торгов. Для этого мы активно интересуемся отзывами как потенциальных, так и действующих участников аукционов.
— Какие лоты выставлялись?
— Приведу такой пример. Совсем недавно были подведены итоги электронного аукциона на строительство трехэтажного детского сада с встроенным плавательным бассейном в Люберцах, рассчитанного на 220 мест. Это первый детский сад, заказ на строительство которого был разыгран на электронных торгах на ЕЭТП столицы. Но это еще и самый крупный из состоявшихся на ЕЭТП на сегодня электронный аукцион — стартовая цена контракта свыше 147 млн. рублей. Подчеркну, что социально значимые объекты неизменно вызывают значительный интерес участников — в данном аукционе участвовало 7 компаний. В соответствии с условиями торгов детский садик появится примерно через 4 месяца с момента заключения контракта.
— Какие лоты выставлялись для малого бизнеса?
— Они получали госзаказы в сфере различных информационных технологий, услуг в жилищно-коммунальном секторе, эксплуатации и ремонта домов и административных зданий, поставке продуктов питания. Для среднего и малого бизнеса участие в торгах — это надежная защита от “коррупционного поля”. Так называемый человеческий фактор сведен к нулю плюс постоянный онлайн-контроль.
— А как приняли электронные торги заказчики?
— Признаюсь, что далеко не все госзаказчики в восторге от перемен. Порой даже с высоких трибун приходится слышать “плач Ярославны”: “Мы не знаем, мы не понимаем, мы не хотим”. Привычки некоторых чиновников меняются болезненно. Распоряжаться бюджетными деньгами они теперь не могут по своему усмотрению. На мой взгляд, сейчас происходит очень интересный момент. С одной стороны, система электронных торгов бесстрастно оценивает квалификацию госзаказчика, его способности грамотно прописать техническое задание. С другой — “под удар” попали так называемые рейдеры, которые при попустительстве госзаказчика использовали аукционы для сговора.
— Недавно по распоряжению мэра столицы Юрия Лужкова в Мосгордуму внесен законопроект о землепользовании в Москве. Документ снова открывает инвесторам доступ к бесконкурсному получению участков под застройку. Почему власти города пошли на изменение правил?
— Новый законопроект в случае одобрения Мосгордумой должен повысить доступность городских земельных ресурсов для широкого круга пользователей. Согласно предыдущей редакции закона, которая была принята всего три года назад, получить землю без торгов могли только собственники недвижимости, арендаторы городских помещений и пользователи, у которых площадка изымалась для государственных нужд. Частные инвесторы могли получить участок либо через аукцион, проводимый Тендерным комитетом, либо на вторичном рынке. В законопроекте также регламентируется процедура предварительного согласования места размещения объекта. Выбрав участок, инвестор должен написать заявление в городскую администрацию о предварительном согласовании места размещения объекта. В нем надо будет указать назначение сооружения, его предполагаемое размещение, обоснование примерного размера площадки, площадь, высоту объекта и другие расчеты.
— По каким причинам власти могут отказать инвестору?
— Отказать можно в трех случаях: при несоответствии Генеральному плану развития Москвы и Правилам землепользования и застройки, нарушении прав третьих лиц и наличии другого претендента на этот участок (в этом случае горадминистрация должна будет в течение 90 дней выставить спорную площадку на конкурс).
— Касается ли этот законопроект застройщиков жилой недвижимости?
— Бесконкурсная схема распространяется исключительно на строительство жилья по городскому заказу.
— Какой совет вы бы дали потенциальным участникам торгов?
— Перефразируя классика, можно сказать: участвуйте, участвуйте и еще раз участвуйте! Смело идите на электронные торги!