Пока таможенники и участники внешнеэкономической деятельности взвешивают и прикидывают, какие плюсы и минусы их ожидают с вступлением в действие Таможенного кодекса, простым гражданам уже сообщили, что их ждет при провозе товаров через границы Таможенного союза. 18 июня Комиссия Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана согласовала новые нормативы беспошлинного ввоза товаров физическими лицами.
Остальным участникам экономической деятельности, связанным с импортом и экспортом товаров, пока до конца непонятно, по каким правилам они будут жить в ближайшее время. Начнем с того, что формальный старт “второго этапа”, назначенный на 1 июля, будет утверждаться и обсуждаться в Астане лишь 5 июля. При этом до сих пор не ясно, присоединится ли к открытому таможенному пространству Белоруссия. Пока договор о Таможенном кодексе Таможенного союза ратифицировали парламенты России и Казахстана. А белорусская палата представителей еще не получила отмашки из администрации президента Лукашенко о начале процедуры ратификации. Между тем последнее заседание весенней сессии белорусского парламента было вчера, 30 июня. Следующая сессия начнется только в сентябре… 5 июля в Астане белорусские представители должны дать свой последний ответ — они с Таможенным союзом или без него. От этого зависит не только снятие таможенных барьеров на российско-белорусских рубежах, но и вообще — допуск белорусских товаров на российский рынок.
Кстати, о таможенных границах. Хоть и говорят, что с 1 июля “появится полноценная единая таможенная территория”, внутренние таможенные кордоны между странами союза будут существовать еще как минимум год. В первую очередь потому, что “общее таможенное пространство” будет существовать “с изъятиями”. Изъятия — это те товары, на которые три страны хотят сохранить свои внутренние пошлины. Для России, например, важны высокие пошлины на иномарки и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Белоруссия повышать пошлины на импортные автомобили для своих граждан не хочет. Из-за этого придется сохранять таможенные пункты пропуска на нашей границе, чтобы на них тормозить дешевые иномарки и получать за них “добор пошлин”. Казахстан выторговал себе “изъятия” в виде пониженных пошлин на 409 наименований товаров, которые являются “жизненно важными”. Поскольку в России и Белоруссии пошлины на эти товары выше, придется сохранять пункты таможенного пропуска, где будет опять же проводиться “добор денег”, и на российско-казахстанской границе.
Так что пока “общее таможенное пространство” будет заключаться в том, что товары, производимые в России, могут свободно перевозиться в Казахстан, а казахстанские продукты — столь же свободно поступать в Россию. Что будет с белорусскими товарами, станет понятно после 5 июля.
Ситуацию “МК” прокомментировал специалист по таможенному законодательству:
— В 95 процентах случаев введение нового Таможенного кодекса мы, простые потребители, на себе не почувствуем. А 5% — это случаи, когда спор гражданина с таможенными органами может дойти до суда. Судиться будет сложно, потому что не совсем понятно, куда обращаться, в какие инстанции. И неправильное решение таможни судебным путем будет трудно оспорить. Что касается предпринимателей, то надо сказать, что текст этого кодекса не сильно отличается от содержания ТК Российской Федерации. Есть мнения, что положения в данном документе приближены к положениям Киотской конвенции, но я считаю, что если они и приближены, то незначительно. А вот что серьезно может усложнить жизнь — слишком большое количество в кодексе расплывчатых оборотов, таких, как “на усмотрение”, “по решению” таможенных органов. Это действительно чревато определенными проблемами. Если таможенные службы будут этим злоупотреблять, возникнут сложности при перевозе товара через границу.