Открыла мероприятие замминистра финансов РФ Татьяна Нестеренко. Раньше она рассказывала о реформе только в Госдуме. Напомним, Закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” Президент РФ подписал в мае. Федеральные бюджетные учреждения должны определиться с формой работы с 1 января следующего года, регионам дано время 1 июля 2012 года.
Нестеренко начала свою речь с того, что этот закон стал предметом общественного обсуждения неожиданно для Минфина. “Но дискуссия, слава богу, началась вестись в обществе”, — поспешила добавить она. Эффект внезапности, по ее словам, состоит в том, что закон вступает в силу только 1 января 2011 года: “Еще органы управления не приняли решение относительно того, быть им или автономными, или бюджетными. Но этот закон уже стал причиной такой дискуссии”.
На взгляд Нестеренко, это демонстрация того, что у граждан назрел вопрос о качестве и доступности услуг, об эффективности работы власти. А сам закон является лишь частью большой программы правительства по повышению эффективности бюджетных расходов. Она считает, что главное изменение этого закона — внесение изменений в Гражданский кодекс, по которому государственные учреждения делятся на бюджетные, автономные и казенные. То есть он создал возможность для государства различным способом оплачивать оказываемые услуги, сказала она. При этом изменение типов учреждения ни в коем случае не стоит считать реорганизацией, работники могут его и не заметить.
После нее выступал замминистра образования и науки Владимир Миклушевский, который продолжил “генеральную линию” Минфина. По его мнению, закон способствует улучшению качества образования - новый закон оставляет учреждениям неизрасходованные за год бюджетные деньги. А у той школы, которая будет просить денег за уроки, просто отберут лицензию.
В общем, понятно почти все — в Российской Федерации появился мудрый закон и бюджетные деньги наконец станут тратиться с умом. Почти — но не совсем. О “белых пятнах” в нем “МК” писал неоднократно. Так, не ясно, успеют ли чиновники подготовить подзаконные акты, а федеральные бюджетные организации — воспользоваться ими до начала 2011 года? На дворе уже июнь, а полгода для нашей госмашины — не срок...
А ведь именно из-за непродуманности и неготовности наделала столько шуму реформа с монетизацией льгот. Тогда власти явно недооценили техническую сложность такой масштабной задачи. Все это вылилось в широкомасштабные акции протеста, которые прокатились по стране в начале 2005 года. Интересно, их повторение в январе 2011-го стало бы для Минфина меньшей неожиданностью?