Оба совещания, посвященные финансированию федеральных целевых программ (ФЦП) и основным направлениям налоговой политики, проходившие под председательством премьера РФ Владимира Путина, не приняли никаких решений, что само по себе достаточно скандально. Вернее, решение все-таки было — одно на два совещания — перенести обсуждение проблем на середину апреля. Официальных комментариев столь странного итога от участников тоже не последовало. Зато появились многочисленные утечки в СМИ от “неназванных, но высокопоставленных источников”.
Суть утечек одна: на обоих совещаниях состоялась весьма жаркая и жесткая дискуссия. Камнем преткновения стало сокращение бюджетного дефицита на 2011 год. “Бюджет никак не балансируется на несколько процентных пунктов ВВП. В 4% пока никак не укладываемся, где-то на 1,0—1,5%. Даже если брать самый-самый жесткий вариант, который предлагает Кудрин, но который пока даже никто не рассматривает всерьез, все равно не вписываемся где-то на 0,5%”, — передает слова одного из участников совещаний Рейтер.
Если бюджет “не балансируется”, то выходов несколько. Для начала бюджетный дефицит можно просто увеличить. Однако этому мешает Бюджетный кодекс. Согласно ему бюджет в России не одногодичный, а трехлетний. Это правило было нарушено в 2009 году из-за кризиса, причем поправки в Бюджетный кодекс пришлось принимать задним числом, что само по себе беспрецедентно.
Однако тогда власть говорила, что это был форс-мажор, исключительный и единичный случай. И бюджет-2010 действительно приняли как трехлетний. Но не полностью: на 2011—2012 годы были утверждены основные параметры, без постатейного расписывания расходов и доходов. В частности, было утверждено сокращение бюджетного дефицита с нынешних 6,8% до 4% в 2011 году. Бюджет же на 2011—2013 годы предполагалось принимать как полноценно трехлетний, с полным расписыванием статей.
Собственно, именно с этого Владимир Путин и начал совещание 10 марта. “Фактически сегодняшнее совещание открывает новый бюджетный процесс, в рамках которого будет сформирован бюджет на 2011 год. Теперь, когда ситуация стабилизируется, решения по разработке бюджета вновь будут приниматься в плановом порядке. Бюджет на 2011—2013 годы вновь станет трехлетним, чтобы решать задачи долгосрочного развития”, — заявил премьер-министр РФ.
Однако бюджет-2011 “не балансируется”. И если дефицит в 2011 году все-таки придется увеличить с планируемых 4% до 4,5%—5,5%, то это будет не только прямым нарушением Бюджетного кодекса, но и нарушением обещания премьер—министра Владимира Путина. Иначе говоря, российская власть сядет в лужу.
Если же бюджетный дефицит не увеличивать, то остается либо поднять налоги, либо сокращать расходы, либо увеличивать внешний долг. Но налоги и так подняты — замена ЕСН страховыми взносами уже нанесла серьезный удар по бизнесу. Дальнейшее увеличение налогового бремени при существующей стагнации производства грозит сваливанием российской экономики в глубокую, многолетнюю рецессию. Разумеется, власть этого не хочет.
Увеличение внешнего долга — тоже не выход. Россия по праву гордится тем, что за 10 лет сумела избавиться от этого бремени. Вероятно, какую-то сумму на внешних рынках занять все же придется. Так, 1 марта вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин подтвердил, что “Россия после 2010 года будет занимать на внешних рынках около $10 млрд. ежегодно”. А глава представительства Всемирного банка в России и СНГ Клаус Роланд сообщил, что “Министерство финансов РФ и Всемирный банк приступили к переговорам о выделении России кредита в 2010 году”.
Проблема, однако, в том, что $10 млрд. — это около 300 млрд. руб. А 1—1,5% ВВП, на которые “не балансируется” бюджет-2011, — это 430—650 млрд. руб. И где взять недостающие 130—350 млрд. руб.?
Остается самый непопулярный для населения путь — секвестр, то есть сокращение расходов. И “доктор” Кудрин уже велел — резать. На совещании 9 марта Минфин предложил сократить финансирование многих ФЦП наполовину, а некоторых — даже в 4 раза. Ряд ФЦП предполагается вообще закрыть.
Что это означает для простого бюджетника? Несколько примеров: в школах города Москвы прекратили оплачивать краткосрочные больничные. То есть если человек не лежал в больнице, а, скажем, провалялся с гриппом дома неделю, ему предлагается написать заявление об отпуске за свой счет. Либо идти судиться. Основание: экономия бюджетных средств, устный приказ. Если будет объявлен секвестр бюджета, такая практика может быть узаконена.
Еще пример: недавно сотрудники одного из оборонных заводов (100% принадлежит государству) с удивлением обнаружили в зарплатных ведомостях половину обычной (не такой уж и большой) суммы. Основание: длинные новогодние праздники оплачиваться не будут ради экономии бюджетных средств. Также по устному приказу. И с намеком, что ждут секвестра. На другом похожем заводе (правда, там доля государства не 100%, а 75%) ради экономии бюджетных средств “зависла” согласованная в 2009 году во всех инстанциях покупка оборудования. Основание: государству сейчас не до инвестиций. В других бюджетных отраслях, в частности в больницах, вспомнили о том, о чем успели забыть с 1998 года, — о задержках зарплат. Пока на 2 недели, но грядущим секвестром бюджета пугают и тут.
Тем не менее пока секвестр не объявлен ни на 2010, ни на 2011 годы. Видимо, государство надеется на дополнительные нефтяные доходы бюджета. Действительно, в бюджете-2010 заложена цена на нефть в $60 за баррель, а текущие цены находятся в коридоре $70—80 за баррель. Поскольку доля нефтегазовых доходов в общих доходах бюджета составляет около 46%, то повышение среднегодовой цены на нефть на $1 за баррель дает прибавку доходов примерно в 35 млрд. руб. В середине апреля (когда будет приниматься решение о секвестровании) с дополнительными нефтяными доходами бюджета наступит некоторая ясность.
Есть и еще один аспект — политический. 2011 год является предвыборным, и допускать секвестр бюджета в такой момент для власти невыгодно. Поэтому секвестр может быть не объявленным, но “ползучим” — в духе приведенных выше примеров. Тогда можно и бюджет сэкономить, и возможные протесты списать на перегибы на местах.