МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Кризис — не тетка

Жители области стали меньше пить и чаще ходить на танцы

Графика Ивана Скрипалева.
Вопреки расхожему мнению, что в период депрессии народ экономит буквально на всем, затягивая пояса на последнюю дырку, реальность выглядит не совсем так. Каким-то расходам наши сограждане сказали решительно “нет”, но в чем-то другом не смогли себе отказать.  Сегодня, когда  тяжелый кризисный год остался далеко позади, статистика подводит итоги. Самый неожиданный результат: несмотря на регресс в экономике, безработицу и т.д., наши граждане не стали меньше или хуже питаться. По сравнению с докризисным годом объем продаж продовольствия в Подмосковье уменьшился только на половину процента (0,5%!). И это притом что цены были очень кусачими! Однако народ приспособился.

Прошлый год изменил структуру потребления в области. Как пояснили “МК” в подмосковном министерстве потребительского рынка и услуг, такое случилось впервые за последние 10 лет. Начиная с 2000 года оборот розничной торговли в области ежегодно увеличивался на 15—25%, однако в 2009 году он начал снижаться. Особенно резким оказалось падение в непродовольственном секторе: минус 13% по сравнению с 2008 годом. Рухнули продажи автомобилей, снизился спрос на мебель, сложную бытовую технику и другие дорогостоящие “игрушки”.  

Вместе с тем товары первой необходимости — прежде всего еда — не залеживались на прилавках. В общем объеме розничного товарооборота 2009 года продукты составили 51%. Правда, покупательские потоки при этом (люди вспомнили про бережливость) начали массово перетекать из магазинов высокого ценового сегмента в заведения эконом-класса. Народ раскусил еду подешевле и в основном родного происхождения. Как заверяют чиновники, по качеству и вкусовым характеристикам она ничуть не уступит брендовым деликатесам. Благо выбор сегодня огромный. На прилавках могут мирно соседствовать “долгоиграющее” молоко раскрученной фирмы по 40 рублей и  пластиковый “матрасик” за 20 целковых с живительной влагой из-под коровы, живущей в колхозе “Красный лапоть” столичной губернии. Белорусская бульба за 12 рублей не боится конкуренции с голландской мытой картошкой, а краснодарские яблоки за тридцатник ничуть не бледнее своих чилийских собратьев по ветке, продаваемых за 60.  

Как известно, структура потребления состоит из трех частей. Это продукты питания, промышленные товары, услуги. В Московской области каждая из частей занимает около трети семейного бюджета.  

Если в докризисном, 2008 году обследование подмосковных домохозяйств (есть такой термин в статистике) показало, что средняя областная семья тратила на приобретение промтоваров порядка 36 процентов содержимого своего кошелька, то в прошлом году приоритеты сместились в сторону продовольствия.  

Помимо промтоваров уменьшилось потребление услуг. Львиную долю в этой статье расходов занимают коммунальные платежи — порядка 10%. В 2009 году на услугах ЖКХ домохозяйства изловчились сэкономить целую половину процента бюджета (данные приведены в сопоставимых ценах).  

Урезаны были расходы и на прочие виды услуг. Что и понятно. За долги ЖКХ могут выселить, а вот за непосещение парикмахерской, например, никого не накажут. Кроме того, участвовавшие в опросе жители области показали, что в 2,5 раза реже обращались за платной медицинской помощью, в 2 раза урезали траты на образование, меньше стали разговаривать по телефону, а отпуск предпочли провести дома.  

Но нет худа без добра. Взамен жители области, как свидетельствует статистика, бросились в учреждения культуры. В 2009 году на “культур-мультур” опрошенными было выброшено 9,6% бюджета. В 2008 г. — всего лишь 4,5%. Видимо, сказалось обилие свободного времени у рабочих и клерков, переведенных на сокращенную неделю. Помирать — так с музыкой!  

По той же причине, наверное, домохозяйства чуть больше потратили денег на товары для развлечений и телеаппаратуру (3,4% в 2008-м и 3,7% в 2009-м). На прежнем уровне, согласно опросу, осталось потребление стройматериалов. К морю не едем, все средства и силы отдаем даче. А вот в чем жители области без сожаления себе отказали в прошлом году, так это в одежде, обуви и белье. Когда сидишь на грядке, обновы ни к чему.  

Приобретение продуктов питания — отдельная тема. Обследование показало, что в кризис жители области стали больше тратить денег на молоко, мясо, чай, кофе, сахар, кондитерские изделия, овощи, лекарства и сигареты. Последнее в комментариях не нуждается. Фармацевтическая продукция в прошлом году дорожала активнее всего, а стресс, вызванный ростом цен и вообще нестабильностью, хорошо снимал никотин.  

Вместе с тем полной неожиданностью оказалось признание участников статистического обследования, что в 2009 году они в 2 раза сократили расходы на алкоголь. С какой такой радости пить?  

Также  наши сограждане стали реже приобретать фрукты, рыбу и масло. На прежнем уровне осталось потребление яиц. Вопреки ожиданиям, жители области не стали налегать в кризис на хлеб и картошку — еду бедняков. И того и другого по сравнению с 2008 годом купили больше всего на 0,1 процента. В общем, есть основания полагать, что сложная социально-экономическая ситуация в Подмосковье подтолкнула народ к здоровому образу жизни и правильному питанию.  

И еще факты. Исследовав структуру розничного товарооборота по ассортиментным группам продтоваров, специалисты выявили пищевые предпочтения земляков.
Так, в группе “Мясо”, куда, в частности, входит курятина с индюшатиной, продажи птицы составили половину объема реализации. (И то верно: говядина на кости стоит в районе двух сотен, а курица — сто рублей.)  

В группе колбасных изделий — а это сосиски, сардельки, шпикачки, колбасы вареные, полукопченые, твердокопченые — пальму первенства удерживает всенародно любимая вареная колбаса: 32% продаж.  

В номинации “Рыба”, куда включена рыба живая и мороженая, соленая и копченая, а также морепродукты, на долю мороженой, где, собственно, рыбы и нет, один лед, приходится 30% спроса.  

На молочном прилавке нашего покупателя интересует прежде всего цельное питьевое молоко (29,4%). Сметана, творог, кефир, не говоря уже о йогуртах, волнуют граждан во вторую и третью очередь.  

Примечательная тенденция. Если в 90-е годы, в разруху, покупатели в основном находили дешевый товар на мелкооптовых уличных рынках и ярмарках, то с тех пор настроение народа переменилось. Покупателей привлекают современные торговые комплексы, а не ряды грязных контейнеров, где впаривают отстой. По данным профильного министерства, в 2009 году  розничный товарооборот в Подмосковье на 90,7% был сформирован за счет предприятий стационарной торговли. При этом на долю сетевых магазинов приходилось 26% реализации. Рынкам пришлось довольствоваться скромными 9,3%. Аналитики отмечают, что в условиях кризиса продажи там уменьшились на 0,3 процента по сравнению с 2008 годом.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах