Встречаясь на днях с главой Центробанка Сергеем Игнатьевым, Дмитрий Медведев отметил, что еще не так давно “все были озабочены состоянием дел в банковской сфере”: “Граждане волновались по поводу того, какую политику будут проводить банковские учреждения в отношении договоров займов, определенная напряженность на рынке присутствовала”. “Мы вносим в эту сферу полную неопределенность”, — подытожил президент, говоря о законе, который подписал. И который вступит в действие уже через месяц.
Напомним, что до сих пор банки имели право в одностороннем порядке менять условия уже подписанных с клиентом договоров — корректировать (понятно, что не в сторону снижения) процентные ставки по кредитам, сроки действия документов и даже комиссионные вознаграждения на совершенно законном основании. Правда, как в нынешнем случае, в правилах была приписка: за исключением случаев, предусмотренных законом или договором с клиентом. Что чудесным образом выливалось в незаметные строки мелким шрифтом в том же самом договоре с клиентом, который позволял банкирам оставлять за собой право менять условия договора. Что они с успехом и делали.
Теперь эту возможность у кредитных организаций “изъяли”: процентные ставки по кредитам не могут расти, по депозитам — уменьшаться, а комиссионные вознаграждения будут “железно” оговариваться с клиентом. Президент поручил надзирать за соблюдением норм нового закона самому Сергею Игнатьеву. Глава государства подчеркнул, это “набор гарантий для наших граждан, которые в любом случае являются более слабой стороной по отношению к банкам”. Игнатьев в свою очередь пообещал, что Центробанк будет “по меньшей мере в течение года наблюдать за реализацией этого закона”, чтобы при необходимости внести какие-либо изменения.
Интересно, что дабы добиться большей прозрачности в этом деле, закон оставляет за банками право устанавливать плавающие ставки по кредитам: рыночная ставка рефинансирования плюс определенный процент. Получается, что в зависимости от конъюнктуры рынка заемщик должен платить больше или меньше. В любом случае за процессом надо будет следить. Что, учитывая финансовую грамотность многих наших граждан, грозит вылиться по меньшей мере в непонимание ситуации. И очередные жалобы. Здесь стоит заметить, что ипотечный кризис в США разразился именно потому, что плавающую ставку стали применять при выдаче кредитов не искушенным в финансовых тонкостях малообеспеченным слоям населения.