За большинство россиян НДФЛ платит работодатель, перечисляя государству 13% дохода работника. Поэтому с помощью нового сервиса можно узнать, насколько трепетно начальство относится к этой обязанности. До сего времени раздел “Личный кабинет налогоплательщика” на главной странице сайта Федеральной налоговой службы РФ оповещал о долгах лишь по имущественному, транспортному и земельному налогам. Как тогда, так и сейчас, для получения информации необходимы лишь фамилия, имя и индивидуальный номер налогоплательщика.
Войти в “Личный кабинет налогоплательщика” можно как через соответствующую ссылку, так и через баннер “Узнайте вашу задолженность”. При входе в “приватную” зону сайт предупреждает — сведения, полученные с использованием данного сервиса, не составляют налоговую тайну. И тут же вопрошает, мол, согласны ли вы предоставить персональные данные для обработки и формирования платежных документов на сервере ФНС России? Если нет тайны, зачем спрашивать-то, пиксели на мониторе жечь? Ведь налоговой тайной являются любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, кроме данных об ИНН и нарушениях законодательства о налогах и сборах. А значит, теперь любое заинтересованное лицо в состоянии выяснить налоговую порядочность потенциального работника или заемщика. Не хочешь портить о себе впечатление — плати налоги и спи спокойно.
Отдел экономики “МК” решил проверить на себе, как функционирует обновленный сервис. Были выбраны две кандидатки: одна точно знала об имевшейся у нее задолженности по налогу на имущество в 31 рубль, а вторая столь же твердо была уверена в том, что чиста перед бюджетом.
После долгих попыток войти в личный кабинет (нужно было набрать ИНН, Ф.И.О., регион постоянной регистрации и “противороботный” набор цифр), обе получили неожиданный результат.
Должница, имеющая постоянную регистрацию в ином субъекте Федерации, ничего о себе не узнала. Система все время выдавала ошибку, а потом и вовсе отказалась выдавать данные из запрошенного региона. Это притом что региональный налоговый орган подобный сайт создал сам еще два года назад. Значит, все дело в перегруженности сервера?
А вот считающая себя добросовестной плательщицей с изумлением обнаружила пени за тот же налог на имущество в размере 166 рублей 05 копеек. “За что?!” — завопила она.
Ответы на все вопросы решили искать в ФНС.
— Сервис “Узнайте вашу задолженность” отражает актуальные данные о задолженности физических лиц, которые имеются на текущую дату. Если информация не найдена, значит, долгов нет. Если долг имеется, предусмотрена возможность печати платежных документов. (Они обязательны к приему в Сбербанке.) При несогласии с данными сервиса налогоплательщику следует обратиться в свою налоговую инспекцию, ее контакты будут указаны после обработки запроса, — пояснила “МК” советник руководителя ФНС Аэлита Байчурина. По ее словам, сервисом могут воспользоваться жители всех регионов РФ. Периодические проблемы с доступом связаны с массовым обращением пользователей к сервису: нагрузка на сайт возросла в разы (от 12—14 тысяч пользователей в час до 40—50 тысяч пользователей в час).
После тягостных раздумий совет обратиться в свою налоговую инспекцию новоявленной неплательщицей был отвергнут. Телефоны “своей” налоговой, любезно указанные прямо в таблице с недоимками, были упорно заняты. Ехать, потратив на дорогу время и деньги, чтобы в лучшем случае получить весьма небольшую сумму на свой счет через несколько месяцев? Лучше уж заплатить.
Квитанцию на оплату можно распечатать прямо с сайта. Правда, она почему-то размером вдвое меньше обычного. Однако кассирша в банке невозмутимо приняла ее к оплате, попросив только дописать свой адрес.
Зам. руководителя Центра фискальной политики Александр Дерюгин считает, что новый сервис позволит несколько повысить собираемость налогов — многим гражданам неудобно посещать налоговые органы, чтобы узнать свои долги. А сами налоговые органы их, как правило, о наличии долгов не уведомляют. В то же время сведения, которые налоговики с помощью данного сервиса представляют любому, знающему ИНН гражданина, находятся на грани дозволенного. Но не переходят ее: “Там есть только задолженность, но нет данных об объеме доходов и имуществе гражданина, а в случае отсутствия задолженности или после ее погашения там и вовсе нет интересной информации”. Впрочем, данные о недоимках, которые представляет система ФНС, стоит расценивать как справку, а не как истину в последней инстанции. “Не думаю, что распечатка с сайта имеет юридическую силу — это не официальная информация, на ней нет подписи и печати. Если человек не согласен с суммой задолженности, то в суд он с ней не пойдет”.
Налоговый эксперт считает, что более удобным вариантом был бы защищенный доступ к персональной выписке за большой период времени, чтобы гражданину было понятно, откуда тянутся те или иные пени. “Это лишь первые шаги программы “Электронное правительство”, в будущем, наверное, система станет удобнее”, — предположил он.
К слову, Интернет уже принес госбюджету доход. С 6 декабря, когда был запущен сервис, “платежки” с сайта распечатали порядка 10 млн. пользователей. Пустые бумажки на печать у нас отправлять не принято. Значит, эти люди являются потенциальными должниками. Суммарные платежи такого числа людей — неплохая прибавка для тощей госказны.
Для самих граждан эта услуга тоже полезна. Не секрет, что судебные приставы имеют привычку включать должников в список невыездных из страны — о чем человек может с изумлением узнать прямо в аэропорту. Особенно часто такое бывает, если менялось место жительства или человек живет не по месту постоянной регистрации: некому было прийти на почту за повесткой в суд, а решение тот может принять и заочно. Причем дело может касаться очень давних времен. Так, одной из авторов этих строк в прошлом году пришла повестка в суд по иску налоговой о взыскании транспортного налога с машины, проданной в… 1990 году. Причем иск был подан налоговой в суд по месту жительства пятнадцатилетней давности. И хорошо, что повестка нашла адресата, иначе осенняя поездка в Египет могла бы не состояться. Так что, граждане, стоит заглядывать в “кабинет налогоплательщика” почаще.