Но всем понятно, что смысл этого мероприятия заключался отнюдь не в том, чтобы дорогими “паркерами” поставить затейливые росписи на уже подготовленных и десятки раз обговоренных до последней мелочи контрактах.
Каждый раз от форума ждут чего-то особенного. Сначала питерская площадка рассматривалась как место для цивилизованного диалога бизнеса и власти, где обе стороны были как бы равновесны в своих правах в ходе дискуссии. Эдакий Гайд-парк для элиты. Затем бизнес часть своих прав потерял, зато приобрел увлекательную возможность гадать о том, кто же станет преемником Путина, делая прогнозы и рассчитывая вероятности из того, какая из персон была центральным спикером на этом мероприятии.
Прошлогодний форум стал местом постановки амбициозных задач по выводу российской экономики на 5-е место в мире и т.д. — местом мобилизации бизнес-элиты государством. Смычка проходила в торжественной и помпезной обстановке, но оказалось, что ряды смыкались не в ту сторону. Вместо “вперед, в атаку!” через несколько месяцев пришлось играть отступление, а некоторым впору было кричать: “Караул! Спасайся, кто может!”
На нынешнем форуме главным был вопрос, когда все же закончится кризис. А потому основная интрига, несмотря на достаточно жесткие заявления, прозвучавшие в докладе президента Дмитрия Медведева, разворачивалась в кулуарах мероприятия.
Действительно, редко где можно встретить такое количество министров, помощников и советников президента сразу, причем общающихся достаточно свободно. И потому все ждали откровений от Кудрина, Шувалова, Сечина, Набиуллиной, Дворковича, которые не замедлили последовать. И дали очередную пищу для размышлений.
Итог очевиден: эйфория от того, что замедлилось падение экономики, может вскоре обернуться очередным разочарованием. Президент посоветовал участникам форума “не открывать пока шампанское”. Вице-премьер — министр финансов Алексей Кудрин вообще выдал на-гора кучу мрачных прогнозов. Здесь и неизбежная вторая волна кризиса, и уже не скрываемый руководством страны неизбежный переход к заимствованиям за рубежом, и констатация того, что нынешняя мировая финансовая система не застрахована от повторения катаклизма. Похоже, что для страны у Кудрина иного рецепта, нежели жить даже не по средствам, а гораздо скромнее, чтобы экономить имеющееся, просто нет. И в таких условиях все заклинания о необходимости перестройки экономики на инновационные рельсы так и останутся в ближайшие годы битьем шамана в бубен. У государства на такую перестройку средств нет, а частный бизнес так обжегся на молоке, что будет дуть на воду еще долго.
Второе откровение следует из заявления замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача. Он поделился с журналистами, что среднегодовой курс рубля в 2010-м будет примерно такой же, как в нынешнем, — 34 рубля. С учетом того, что по прожитому в этом году периоду подобный средний курс никак не высчитывается, вполне вероятно ослабление национальной валюты. И произойдет это, скорее всего, не к концу года, как оптимистично заверил г-н Клепач, а в начале—середине осени. Иначе среднегодовой курс в 34 рубля ну никак не вытанцовывается. Если только “деревянный” не будет стоить более 40 рублей за доллар.
С грядущей девальвацией рубля могут быть связаны и ожидания Минэкономразвития признаков оживления в отечественной экономике уже к концу текущего года. Правда, девальвация, усилив конкурентоспособность отечественных производителей, снизит покупательную способность россиян. Но это, похоже, мало кого в верхушке исполнительной власти волнует. Не зря же первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов вбросил идею о возможности индексации тарифов естественных монополий. Что означает подорожание в первую очередь услуг ЖКХ. А сокращение покупательной способности неизбежно приведет к снижению спроса и выпуску продукции “на склад”, то есть к увеличению дальнейшей неплатежеспособности предприятий.
Замкнутый круг, разорвать который нынешние власти не могут. Или не хотят. В отличие, например, от того же Китая. Где сейчас не особо и беспокоятся по поводу кризиса, поскольку упавший экспорт усиленно замещают ростом внутреннего рынка. Потому-то их экономика и продолжает расти даже в условиях кризиса, пусть и не такими впечатляющими темпами, как ранее.
Единого рецепта по выходу из кризиса российская власть на форуме не дала. Как, впрочем, не поставила и единого диагноза. Одни по-прежнему говорят, что виноваты перекосы мировой финансовой архитектуры. Другие уверены, что причиной кризиса стал в том числе и “человеческий фактор”. Например, помощник президента Аркадий Дворкович сказал: “Система полагалась на людей, которые могли повести себя эмоционально. Часто люди могут действовать в своих интересах и ставить под угрозу систему”.
Итогом форума скорее можно назвать отсутствие каких-то внятных итогов (не считать же им заключение заранее подготовленных контрактов). И очередная констатация того, что в российском правительстве так и не сформировалось настоящей команды единомышленников.