МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Дисконты вырастут, экспорт снизится: российская нефтяная отрасль отреагировала на пакет санкций США

Эксперт Масленников: «Ситуация малоприятная, но не критичная»

Вероятнее всего, новые масштабные санкции в отношении российского топливно-энергетического комплекса приведут к временному снижению объемов нефтяного экспорта из РФ на 10-15%. По оценкам аналитиков, ситуация малоприятная, но точно не критическая, поскольку за последние годы у отечественных производителей сырья сформировался своего рода иммунитет к подобным передрягам. Выход непременно будет найден, остается лишь вопрос – какой ценой?

Фото: freepik.com

Между тем, уже есть первые прямые последствия случившегося. Как сообщило агентство Bloomberg, Индия может отказать в разгрузке танкерам, на которые распространяются ограничения, объявленные администрацией Байдена 10 января. По словам собеседника агентства, индийские банки будут требовать сертификаты происхождения: им нужна гарантия, что сырье поступает не от подсанкционных поставщиков. Ранее в Желтом море у берегов Китая встали без разгрузки три танкера под иностранными флагами и с более чем двумя миллионами баррелей российской нефти на борту. Суда находятся на подходе к портам в провинции Шаньдун. Как пишет Bloomberg, местная управляющая корпорация запретила швартоваться у себя танкерам, попавшим в санкционный лист.

В принципе, этот прощальный аккорд Байдена, адресованный Москве, ожидался, хотя до 10 января о его содержании оставалось лишь догадываться. В итоге санкции затронули две крупнейшие отечественные нефтяные компании, 183 судна, десятки нефтетрейдеров и поставщиков нефтесервисных услуг, две страховые компании. Ничего сопоставимого по масштабу не было с декабря 2022 года, с момента введения эмбарго и потолка цен на российскую нефть.

Как полагают эксперты, в среднесрочной перспективе новый санкционный пакет может привести к расширению дисконтов Urals к североморскому эталонному сорту Brent на $3-6 за баррель (до $16-19), а также к временному снижению объемов экспорта нефти из РФ на 10-15%. Наиболее чувствительным для поставок выглядят меры в отношении теневого флота, что чревато частичными простоями судов. По данным S&P Global, на конец июня 2024 года в этой флотилии насчитывался 591 танкер; а с учетом последнего пакета под санкциями находятся порядка 280. В прошлом году Россия перевозила по морю до 3 млн баррелей в сутки, и очевидно, что как минимум в ближайшие несколько месяцев цифра сократится. Вопрос – насколько?  

Существует вероятность, что новые условия лишат Россию статуса крупнейшего поставщика нефти в Индию, который она обрела в июне 2022-го, на фоне дисконтирования российских сортов. По данным индийской статистики за десять месяцев 2024 года, страна закупала у РФ 1,79 млн б/с. В целом же, отечественным экспортерам понадобятся новые цепочки посредников, поскольку контракты на поставки уже не получится подписывать с покупателями напрямую. Для властей США эти сделки станут еще более серыми и непрозрачными.

Относительно хорошая новость в том, что удалось избежать иранского и венесуэльского сценариев, а именно – тотального запрета для государств-импортеров на покупку российской нефти. По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, это имело бы взрывоопасные последствия для российской нефтяной индустрии. То есть, сохраняется принцип ценового потолка, а эту санкционную технологию производители научились преодолевать. Да, санкции прошлись по всей цепочке нефтяного бизнеса, затронув сервис, добычу, переработку. Вашингтон сознательно сделал все, чтобы в среднесрочной перспективе Россия добывала нефти меньше. Однако сама возможность для обходных путей (в частности, смены танкерами флага, судовладельца, морского реестра) не закрыта. В-общем, нефтяники справятся, хотя, конечно, могут увеличиться расходы на фрахт и логистику, а также дисконты.

«Критичными я бы эти санкции не назвал, хотя они создают дополнительную неопределенность, - говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. – Речь идет о новом подходе к санкционному давлению: если в 2022-м Запад пытался теснить Россию на всех экономических фронтах одновременно, то сейчас четко прослеживаются три основных направления ударов – это финансовый сектор, нефтегаз, а также вторичные целевые санкции в отношении иностранных банков, компаний и перевозчиков. Впрочем, у этой политики есть свои уязвимости: всем миром давить Россию становится все сложнее, кому-то из ее нынешних торговых партнеров такое может не понравиться. Что касается прогнозируемого экспертами снижения нефтяного экспорта РФ на 10-15%, и, соответственно, некоторого роста мировых котировок, на ситуацию влияет не только январский шаг администрации Байдена. На состоянии рынков сказывается также напряженность на Ближнем Востоке, события вокруг Ирана – факторы, притормаживающие добычу».

Судя по всему, резюмирует Масленников, дисконты на отечественный сорт Urals вырастут, а объемы экспорта – снизятся. Но уже после 20 января, когда Трамп вступит в должность президента США, общая геополитическая конфигурация может претерпеть ряд изменений, которые напрямую коснутся и российской нефтянки.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах