МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Названы отрасли с самой высокой текучкой кадров

Россияне все чаще меняют место работы

Менеджеры по подбору персонала бьют тревогу: на отечественном рынке труда резко усилилась текучесть кадров. Согласно последним опросам, каждый пятый россиянин меняет работу раз в два-три года. Весь прошлый год две трети компаний (61%) были вынуждены постоянно нанимать новых сотрудников, поскольку люди у них надолго не задерживались, мягко говоря. По оценкам экспертов, проблема «летунов» в большей или меньшей степени затронула ключевые отрасли экономики.

Фото: Алексей Меринов

 В условиях сверхнизкой безработицы (2,3% в ноябре 2024 года) и кадрового дефицита в 1,5 млн человек (по данным вице-премьера Александра Новака) искать, привлекать, а главное - удерживать у себя нужных специалистов становится всё сложнее. Высокая текучесть кадров наносит урон компаниям во многих отношениях: во-первых, она вынуждает работодателей вкладываться в рекрутинг, в обучение людей и в повышение зарплат, во-вторых, нарушает процесс бизнес-планирования, в-третьих, подрывает производительность труда, прибыль и престиж компании. Сегодня в IT-сфере средний срок работы человека составляет 1,5 года, а в ретейле — около года. 

Понятия «летун», «попрыгунчик» или «бегунок» известны еще с советских времен. Тогда эти люди считались классово, социально чуждыми элементами, с ними боролись всем обществом, карикатуристы рисовали их с крылышками, с распухшей трудовой книжкой в руках. В сегодняшней России эта категория работников стала настолько массовым явлением, что в целом воспринимается как обыденность, и лишь профессиональные кадровые агентства относятся к ним с известной долей скепсиса и брезгливости, как к неизбежному злу.

«Рыба ищет где глубже, а человек — где лучше, - риторически рассуждает член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. - Понятно, что когда возникает шанс найти место поинтереснее, с более высокой оплатой труда, работник старается его не упустить. Аналогичная практика существовала и в советские годы. Правда, с той разницей, что тогда почти не было зарплатной конкуренции, скорее людей привлекали более высокими премиями или более короткой очередью на жилье. Конечно, и сегодня организации побогаче заманивают к себе работников дополнительными «плюшками» - в виде, например, добровольного медицинского страхования или субсидированного питания в заводской столовой. Но главное все же — деньги».

Для работодателя кадровая нестабильность является огромной головной болью, отмечает Кудюкин. Представьте: вы долго искали человека, договорились с ним, подготовили, доучили до нужного вам уровня квалификации, а он проработал три-четыре месяца и ушел. В этой ситуации выбор у вас невелик — либо кем-то срочно заткнуть возникшую кадровую дыру, либо каким-то образом реорганизовать рабочий процесс, перераспределить обязанности между остающимися сотрудниками, увеличив тем самым нагрузку на них.  

«Компании малого и среднего бизнеса нанимают персонал менее активно, чем в крупном. Просто в силу специфики, - говорит директор Института социально-экономических исследований Алексей Зубец. - В основном людей не хватает в сетевой торговле, логистике, строительном секторе, на транспорте. Кстати, курьеры уже практически не востребованы: на этом рынке произошло «затоваривание». Данные о том, что около 20% занятых россиян меняют работу каждые два-три года, похожи на правду. Все дело в зарплатах, на которых те же ретейлеры откровенно экономят. Что касается текучести кадров, в целом ряде секторов она крайне небольшая, скажем, в бухгалтерских услугах. Не говоря уже о госслужбе, о врачах, учителях, военнослужащих, полицейских».

    

Часто меняют место работы слесари-универсалы (например, в ЖКХ), в отличие от промышленных рабочих, основная масса которых владеет только одним навыком, вытачивая на станке определенную деталь. К числу наиболее острых проблем относится сегодня дефицит водителей-дальнобойщиков: на этих людей особый спрос, однако их надо долго обучать, они должны иметь отменную подготовку и физическое здоровье. В условиях, когда товарные потоки переориентированы на восточное направление, когда фуры приходится гонять через всю страну, к границе с Китаем, требуются именно водители, готовые и способные преодолевать сверхдлинные маршруты. Как напоминает Зубец, за последние год-полтора зарплаты дальнобойщиков выросли со 100 тысяч до 200 тысяч рублей, но даже такие деньги не всегда становятся решающим аргументом.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах