МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Назван механизм, способный остановить рост цен: кооперативы вместо банков

Как обеспечить обоюдный интерес потребителей и производителей со взаимной выгодой

С 2017 года ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — ведет ежемесячный мониторинг индекса цен на мировых продовольственных рынках. За точку отсчета для него принято число 100, обозначившее среднее для периода 2014–2016 годов значение цены на мировых рынках условной продуктовой корзины, состоящей из основных видов зерновых, мяса, молочных продуктов, растительных масел, сахара и учитывающей их доли в общем объеме мирового продовольственного экспорта.

Фото: Алексей Меринов

С 2006 по 2023 год среднегодовой индекс ФАО был выше 100 восемь лет, в том числе три предыдущих года, и скоро к ним добавится 2024 год. Абсолютный рекорд индекс поставил в 2022 году — 144,5, но уже в 2023 году он не поднимался выше 129,8, а за 10 месяцев нынешнего года — выше 127,4 (в октябре).

Индекс ФАО не рассчитывается для отдельных стран, но из данных Росстата о ценах российских производителей сельхозпродукции следует, что в 2023 году они были на 55% выше среднегодовых цен за период 2014–2016 годов. То есть российский индекс, аналогичный индексу ФАО, составил бы в 2023 году 155 — существенно больше индекса ФАО.

Рост цен российских производителей, опережающий мировые цены, наблюдается не только в продовольственной сфере, а и во многих других отраслях обрабатывающих производств и сферы услуг. В чем его причина? Ведь если ускорение мировой инфляции Всемирный банк связывает прежде всего с введенными рядом стран ограничениями международной торговли минеральными удобрениями, зерном и другими сырьевыми товарами, то для России эти ограничения должны были повлечь рост внутреннего предложения подсанкционных товаров и услуг, что способствует отнюдь не росту, а снижению цен.

Экономисты различают два вида инфляции разной природы: инфляцию спроса и инфляцию издержек. Первая наблюдается, когда доходы в стране растут быстрее общей стоимости товаров и услуг, поступающих на рынок, и рост цен балансирует спрос с предложением, не допуская дефицита. Вторая — когда рост цен объективно отражает рост необходимых издержек поставщиков этих товаров и услуг.

Центральный банк поднимает свою ключевую ставку, чтобы как можно больше доходов не тратилось немедленно, подталкивая цены к росту, а накапливалось, сдерживая инфляцию спроса. Когда в стране среднегодовая зарплата три года подряд растет примерно на 14 процентов без сколь-нибудь заметного роста предложения потребителям, удержать инфляцию на существенно более низком уровне удается лишь благодаря высокой ставке депозита. Если на фоне продолжающегося роста цен эту ставку заметно уменьшить, многие решат, что выгоднее поскорее истратить свои деньги, и инфляция ускорится.

Однако, по оценкам ряда экспертов, у нас сейчас преобладает инфляция издержек, а ее сдерживать можно только за счет их снижения. Какие же издержки можно снизить и как? Рост затрат на сырье, материалы, комплектующие, труд работников вызван рыночной конъюнктурой, налоги и сборы государство сокращать явно не намерено. Из основных статей издержек остается стоимость заемных средств, необходимых для оплаты перечисленных выше условий производства и реализации продукции до момента, пока она не оплачена покупателем.

В только что опубликованных результатах совместного исследования ВТБ и РБК ключевых для крупного бизнеса угрозах следующего года высокая стоимость кредита оказалась на первом месте — на нее указали 77 процентов опрошенных организаций. Между тем цена банковского кредита базируется на ключевой ставке Центробанка, которую он пока скорее намерен поднимать, чем снижать.

Высокую ставку кредита предприниматели вынуждены закладывать в цены своей продукции, что сдерживает спрос и угрожает финансовой устойчивости их бизнеса. Чтобы сохранить конкурентоспособность, они сокращают издержки, экономя на качестве продукции и сокращая ее ассортимент, что ущемляет интересы потребителей. В выигрыше при этом только банки, суммарная прибыль которых быстро растет. В прошлом году она достигла 3,3 триллиона рублей, что составляет десятую часть всей валовой прибыли российской экономики. А за десять месяцев текущего года их прибыль уже превзошла эту сумму.

Столь выгодное место в современной экономической системе банки заняли не случайно, они ей необходимы. Всех ее участников, как частных лиц, так и организации, можно условно разделить на две группы: зарабатывающих больше, чем они за тот же период тратят, и зарабатывающих меньше, чем хотели бы потратить за это время. В условиях перманентной инфляции, свойственной подавляющему большинству стран, первым нужна возможность как минимум сохранить свои сбережения, а лучше — их приумножить. Вторые же нуждаются в заимствовании средств, которых им недостает для решения своих задач.

Банк соединяет между собой тех и других, предлагая первым за вознаграждение положить свои средства к нему на хранение (депозит), а вторым — за плату взять у них в долг (кредит). Разница между размерами платы за кредит и вознаграждения за депозит является доходом банка, за счет которого обеспечивается его текущая деятельность, вложения в свое развитие и прибыль, распределяемая между его собственниками.

Обеим группам — вкладчикам и заемщикам — эти услуги банка удобны, но дороги. И главное — безальтернативны. Как еще сохранить свои сбережения, как реализовать свои планы что-то купить или расширить производство, если не хватает собственных средств? Представить себе иной способ решения этих двух задач, кроме обращения в банк, очень трудно.

Однако можно, если вспомнить о кооперативах, и в первую очередь о кооперативах потребительских, в том числе кредитных союзах. Это некоммерческие организации: граждане и организации объединяются в них не ради прибыли, а чтобы более эффективно удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, в том числе в услуге кредита. Существенным преимуществом таких кооперативов является возможность снижения цены нужных товаров и услуг за счет экономии на НДС, который не взимается с их поставщика — члена кооператива, в отношении продукции, распределяемой среди других его членов, а также сокращения расходов на их реализацию членам кооператива.

Потребители заинтересованы в возможности гарантированно приобретать нужные им товары и услуги по розничным ценам ниже рыночных. Поставщики этих товаров и услуг заинтересованы в стабильном сбыте и доступе к оборотным средствам по цене ниже, чем в банках. Потребительский кооператив мог бы удовлетворить эти потребности своих членов, причем не только потребителей, но и предпринимателей (которым закон позволяет членство в нем) с обоюдной пользой для каждой стороны. Как?

Проводя за счет имущественных взносов своих членов — потребителей — предоплату товаров и услуг, заказанных ими по фиксированным ценам другим своим членам — поставщикам этой продукции — и обеспечивая ее доставку потребителям. Цены такового поставщика для членов кооператива должны быть ниже его цен поставки на рынок как минимум на размер его НДС. Расходы кооператива на решение этих задач, добавляемые к цене поставщика, должны быть многократно меньше разницы между розничной ценой торговых сетей и рыночной отпускной ценой поставщика (для продтоваров эта разница, как правило, составляет не менее четверти розничной цены).

Общественные объединения потребителей готовы участвовать в создании таких кооперативов, в которые они могли бы привлечь тех, кто заинтересован в регулярной поставке им нужных товаров по более низким ценам. Дело за предпринимателями, заинтересованными экономить на банковских кредитах и без маркетинговых затрат расширять круг лояльных покупателей. В перспективе такой кооператив мог бы стать моделью для создания территориальных и продуктовых кооперативных сетей, объединенных в союзы потребительских обществ.

Отдаю себе отчет, насколько трудно будет создать подобный кооперативный механизм, столь непривычный для всех участников рынка, и какое сопротивление ему окажет банковская система. Однако уверен, что попытаться стоит, поскольку обществу и государству это сулит замедление инфляции, ускорение развития производства и расширение предложения товаров и услуг, социальную стабилизацию за счет создания у широких слоев населения сильной мотивации участия в развитии экономики.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах