Зеленский все-таки подписал закон о повышении налогов, который был принят Радой еще в середине октября. С момента подписания начались споры: когда же принятый закон вступит в силу. Глава финансового комитета Рады Данил Гетманцев написал в своих социальных сетях, что закон опубликован 28 ноября, поэтому он вступит в силу уже с 29-го. Однако публикацию закона перенесли. Теперь изменения начнутся с 1 декабря. «Будем считать это ошибкой печатника. Уважаемые бухгалтеры, извините за потраченные нервные клетки», - сказал Гетманцев.
О возможном повышении налогов на Украине говорилось уже с лета. Аргументировалось это просто – заявлениями чиновников о том, что в бюджете «дыры» и военным нечем платить. «Правительство имеет две большие проблемы — «дыру» госбюджета в 500 миллиардов гривен (невообразимые 1 триллион 300 миллиардов рублей) и потребность быстро найти деньги, чтобы ее закрыть. Эти средства в основном нужны для Сил обороны, в том числе на зарплаты военным», — заявлял глава Минфина Украины. А глава бюджетного комитета Верховной рады Украины Роксолана Пидласа грозилась, что без повышения налогов украинские военные могут остаться без средств уже в сентябре (однако закон в итоге вступит в силу только в декабре).
Если денег нет, то самый простой способ их добыть – взять у населения. Один из главных пунктов, который повлияет на зарплаты украинцев, – это увеличение военного сбора с 1,5% до 5%. С зарплат будет удерживаться (НДФЛ + военный сбор) не 19,5%, а 23%. Если у человека зарплата 10 тысяч гривен, после вступления закона в силу на руки он будет получать 7700 гривен вместо 8050 гривен. Если размер зарплаты 20 тысяч, соответственно, 15,4 тысячи вместо 16,1 тысячи, если 30 тысяч – 23,1 тысячи вместо 24,15 тысячи и так далее. Помимо военного сбора парламент в рамках этого законопроекта установил налог на прибыль банков в размере 50% и ввел военный сбор для физических лиц предпринимателей.
При этом украинцы и без того находятся в плачевном финансовом состоянии. По результатам опроса Центра Разумкова, 32,3% украинцев хватает денег только на еду, а закупаться одеждой уже тяжело. 48,2% украинцев хватает денег только на еду и одежду, а 9,1% – не хватает даже на еду. Совокупный доход почти 30% украинских семей составляет 8 тысяч гривен в месяц (примерно 17 тысяч рублей), 36% - от 8 до 18 тысяч гривен (от 17 до 38 тысяч рублей). Как считают эксперты, многие работники после введения этого законопроекта просто перейдут на серую зарплату или неофициальное трудоустройство.
Этой статистикой легко объяснить крайнее недовольство украинцев новым законом. «Развалили экономику, разворовали миллиарды и сделали исторический шаг назад в феодальный строй. Когда вы уже уйдете», - пишет Павел. «Зеленский решил напоследок ограбить людей своими налогами», - считает Вадим. «Пользуется тем, что выборов сейчас быть не может! Но судить его нужно!» - восклицает Ирина.
Как считает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец, повышение налогов вызовет дальнейшее обнищание Украины: повысятся цены, закроются многие предприятия. Однако это закономерный исход, так как Зеленский в первую очередь преследует цель своего выживания:
«Западные дотации не покрывают всех расходов, а в последнее время они и вовсе сокращаются. По сравнению с прошлым годом, по оценке самих украинских экспертов, финансирование может быть сокращено чуть ли не в два раза. Тогда возникает вопрос: откуда взять деньги? Первый вариант — это просто напечатать. Второй — повысить налоги. Думаю, они будут делать и то и другое, а при помощи западных грантов будут удерживать курс гривны по отношению к евро и доллару.
По факту это показатель банкротства, потому что уровень доверия украинского бизнеса к власти находится на историческом минимуме. Они закрывают производства, бегут оттуда. Так что, скорее всего, новые налоги приведут к очередной волне закрытия предприятий».
- То есть власть Украины пытается выжать из оставшихся людей и предприятий последние деньги?
- В общем, да. Зеленский считает, что им надо продержаться хотя бы еще полгода. Сейчас вот придет Трамп, надавит на Россию, Россия согласится на какие-то уступки, и их спасут. Однако проблема долгосрочного выживания у них вообще не стоит. Так что они не думают, что будет через год, два, пять лет.