В предстоящем снижении розничных цен нет никакой экономической подоплеки типа того, что полились молочные реки, потому, цены на продукцию пошли вниз. Нет, речь идет исключительно об административном ресурсе. Производители и продавцы при посредничестве Федеральной антимонопольной службы договорились о том, чтобы выделить несколько позиций по молоку и маслу для поддержания социально незащищенных слоев населения – пенсионеров и малоимущих.
Сообщается, что на молоко в недорогой упаковке жирностью в 2,5 % (стандартное от 3,4 до 6 %) в рознице снизятся цены на 10 %. А сливочное масло жирностью 72 % (стандартное 82,5 %) подешевеет на 7-10 %.
Снижение цены, если и произойдет, то как временная мера. Оно начнется в преддверии Нового года, чтобы хозяйки могли подготовить праздничный стол. А вот когда этот «ценопад» завершится неизвестно. Возможно, производители и торговые сети смогут продержаться не дольше новогодних праздников. А там – новый виток инфляция и переписывание ценников…
Долгожданное джентльменское соглашение между сетями и переработчиками отрадно тем, что эксперты упорно прогнозировали рост цен на молочку до самого боя Курантов. По их мнению, к этому времени молокопродукты подорожают еще на 30-50 % по отношению к сегодняшнему уровню. По другому и быть не может: на 30 % подорожала логистика, на 20 % - упаковка, также растут зарплаты наемным работникам.
Все эти расходы из своего кармана предстоит оплачивать россиянам. Словом, снижение цен хоть на какие-то отдельные позиции из молочного ряда оказывается очень даже кстати. Надолго ли?
В Ассоциации производителей молока нам сообщили, что переработчики в нынешнем году столкнулись с серьезными вызовами. «Но бизнесу необходимо максимально консервативно подходить к ценовой политике в части отдельных товарных позиций. Важным фактором повышения затрат в 2024 году стал рост ключевой ставки Центробанка и последовательное повышение ставок по кредитным ресурсам, в том числе по льготным – не менее, чем в два раза. Поставщики молочных продуктов сегодня запускают промоакции по наиболее социально значимым товарам, вводят эмбарго на повышение отпускных цен», - объяснили в своем комментарии производители.
Заместитель исполнительного директора российской ассоциации экспертов рынка ритейла Шамиль Магомедов говорит, что сейчас идут серьезные проверки цен со стороны ФАС и прокуратуры, государство надавило на всю цепочку, и что до Нового года стоимость социально-значимых продуктов расти не будет. «Это чревато большими проблемами, в том числе для поставщиков».
- Никто не хочет нарваться на крупные неприятности, - поясняет он. – Денежных штрафов, как правило, поставщики не боятся. Но при выявлении серьезных нарушений государство может пойти на другие, более суровые меры наказания. А это никому не надо.
- Сообщается, что снижение цен на некоторые группы молочной продукции вводится для поддержания пенсионеров и малообеспеченных граждан. Значит, дешевые сливочное масло и молоко будет продаваться только им?
- Нет, они будут в свободном доступе. Есть договоренность с поставщиками, что до конца года они повышать цены на продукты 1-й линейки не будут. Торговые сети не будут зарабатывать на этом товаре, свою торговую наценку распределят на товары премиум-класса.
- А что будет после новогодних праздников? Эти продукты опять пойдут в рост?
- Сейчас трудно сказать. Многое зависит от курса рубля. Доллар за несколько дней подорожал на 10-15 рублей. В продуктах есть импортные составляющие и при таком валютном курсе трудно удержать цены на стабильном уровне. Многое будет зависеть от курса рубля и инфляции. Однако по линейке дешевых товаров всегда будут сохраняться доступные цены.