Рост курса доллара не отразится на россиянах, поскольку они получают зарплату в рублях. Такую точку зрения высказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. А если речь идет о международной торговле, то взаиморасчеты осуществляются в национальных валютах. Словом, токсичному доллару нет места в нашей жизни.
А по мнению депутата ГД и экс-олимпийской чемпионки Светланы Журовой, «простому народу это все равно, доллара он и в глаза не видел». Будет странно, считает она, если его курс отразится на ценах в магазине. Как молоко может подорожать из-за того, что доллар вырос? - задается вопросом депутат.
По большому счету, россияне и не следили бы с таким азартом за курсом рубля, если бы цены в магазинах не росли каждый день. Но они растут, и насколько в этом виноват дешевеющий ударными темпами доллар - вот вопрос.
Несмотря на то что Россия во многом продвинулась вперед по части импортозамещения, ингредиенты, которые мы закупаем за границей в валюте, присутствуют чуть ли ни в каждом отечественном товаре. Так или иначе, ослабление рубля в большей или в меньшей степени, но напрямую влияет на цены в магазине.
Но депутат парламента по-своему права. Судите сами: корова, которая дает молоко, наша. Трава, на которой она пасется, тоже наша. Доярка, обслуживающая буренку, – наша. Откуда здесь взяться долларовой составляющей? Скорее всего, эта доярка доллар действительно только в телевизоре и видела.
- Пластмассовая бутылка для молока – тоже наша, - говорит профессор экономики и одновременно фермер-животновод Дмитрий Валигурский. - Транспорт, оборудование по охлаждению молока, витрины в магазинах – все отечественное. Если из молока делать, допустим, творог или твердые сыры, нужна импортная закваска, как правило итальянская. Но это не тот случай, чтобы значительно повлиять на цену продукта.
- Но если все наше, то почему дорожают молочные продукты? Возьмите стоимость сливочного масла, его уже по импорту начали закупать, чтобы сбить рост цен…
- Растет стоимость электроэнергии, дизельного топлива, логистика. Раньше такой проблемы вообще не было, а сегодня она одна из главных.
- Перевезти машину молока из подмосковной деревни в Москву – какая тут логистика? Это же не бананы из Эквадора морским путем доставлять...
- Подорожали отечественные машины процентов на 15-20 и запчасти к ним. Водителей не хватает. Чтобы их нанять, нужно положить высокую зарплату…
- Куда же подевались водители?
- Ушли в маркетплейсы, в интернет-торговлю. Доставляют товары прямо на дом. Там платят гораздо больше, чем могут предложить аграрии. Это усилило напряжение на рынке труда.
…В общем, мы и без доллара способны спровоцировать хорошую ценовую свистопляску на потребительском рынке. Тем не менее после безуспешной борьбы с инфляцией путем повышения ключевой ставки, в экономических кругах вспыхнула дискуссия на тему - влияет ли курс рубля на цены в стране. Центробанк признает, что влияет, но не очень значительно: при ослаблении национальной валюты на 10%, инфляция увеличивается на 0,5-0,6%. Хотя отдельные экономисты убеждены, что регулятор недооценивает этот фактор - по их расчетам, эффект в 5 раз сильнее.
- Не хочу вдаваться в ценовые дебри импортных поставок, - рассуждает финансовый аналитик Михаил Беляев. – Ими можно пренебречь, потому что сегодня обозначились более тревожные последствия ослабления национальной валюты. Ее курс отражает состояние экономики в целом, вот ключевой момент. Ползучее удешевление рубля говорит о том, что экономика вползает в депрессию. В будущем году рост ВВП, по прогнозу Минэкономразвития, составит 2%, а Центробанк ожидает 1,5-2%. Это и есть депрессия. К этому состоянию нас привела высокая ключевая ставка ЦБ, его жесткая денежно-кредитная политика.
- Все-таки как быстро укрепление доллара должно сказываться на ценах? В феврале-марте 2022 года, когда он вырос в два раза, буквально на следующий день цены в магазинах тоже подскочили в два раза. А как должно быть по науке?
- По науке - через один-два месяца. Наше ценообразование большей частью говорит о произволе монопольной торговли, а не об объективных экономических причинах. Локальные монополии, которые есть почти в каждом секторе, накручивают цены на свои товары и услуги при каждом удобном случае.